Побочные дети банковского бизнеса

Экономика и финансы
«Эксперт» №43 (443) 15 ноября 2004
У россиян растет интерес к коллективному инвестированию. В ответ банки создают общие фонды банковского управления. Со временем они могут стать реальными конкурентами паевых инвестиционных фондов

За десять месяцев текущего года объем средств, вложенных россиянами в общие фонды банковского управления (ОФБУ), вырос более чем вдвое. Правда, абсолютные цифры аккумулированных денег остаются скромными: в начале ноября, по данным Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (АЗИПИ), капитал в управлении ОФБУ составил 4,1 млрд рублей - это в 20 раз меньше, чем у ПИФов, и в 440 раз меньше, чем размещено на банковских депозитах российских граждан. Но с другой стороны, рост средств в управлении ОФБУ происходил в условиях в высшей степени неблагоприятных - на фоне падения фондового рынка и банковского "кризиса доверия". Можно ожидать, что при улучшении макроэкономической ситуации ОФБУ станут не менее популярным институтом, чем те же ПИФы.

Путь до розницы

"Общий фонд банковского управления - это почти ПИФ", - так начинают свой рассказ об ОФБУ практически все банкиры. И действительно: оба они аккумулируют средства частных инвесторов и осуществляют доверительное управление ими; в обоих случаях средства вкладываются преимущественно в финансовые рынки; и ПИФ, и ОФБУ приносят клиентам доход, как правило, превышающий процент по банковскому депозиту. Впрочем, есть и существенные различия.

Родились ОФБУ в 1997 году - тогда появилась инструкция Центрального банка, и поныне регулирующая этот рынок. В том же году банки зарегистрировали около 70 фондов, на следующий год их число утроилось. Однако после кризиса 1998 года эта услуга практически умерла. "Некоторые ОФБУ остались, но банки решили не уделять этому большого внимания, потому что тратиться на рекламу было бесполезно - народ не приходил, так как боялся банков в принципе", - вспоминает заместитель начальника управления ценных бумаг Абсолют-банка Виктор Гармашев.

Первые послекризисные фонды создавались банками исключительно для своих клиентов - для юридических и физических лиц, имеющих хорошие прочные связи с менеджментом или собственниками банка. После августовского кризиса это было вполне естественно, ведь население в подавляющем большинстве считало инвестиции в финансовые рынки занятием весьма экстремальным.

Отличительной чертой самых ранних ОФБУ были огромные первоначальные взносы. "Устанавливая минимальный размер первоначального взноса в 300 тысяч рублей, мы исходили из того, что у нас не было технических возможностей обслуживать большое количество клиентов, у нас не было филиалов и другой необходимой инфраструктуры", - признается управляющий активами банка "Траст" Александр Чернятин.

Банки рассчитывали на доверие давних и состоятельных клиентов, и расчет этот полностью оправдался: в 2002 году общий объем капиталов в управлении ОФБУ превысил 1 млрд рублей. Многие банки, наработав первый опыт в ОФБУ для "своих", начали создавать новые фонды - уже для клиентов "с улицы", уменьшая при этом размер первоначального взноса. "Так получилось, что наш первый фонд показал очень хороший результат, и нашими клиентами стали друзья, знакомые и родственники тех клиентов, которые пришли к нам первыми, - рассказывае