Сладкое надувательство

Международный бизнес
«Эксперт» №44 (444) 22 ноября 2004
Что такое шоколад мечты, чем он отличается от обычного и как его продавать, рассказывает итальянский специалист по маркетингу шоколада Лоренцо Шиадини

На одной из крупнейших в мире выставке шоколада - Eurochocolate, которая прошла в октябре в итальянской Перудже, - почти 900 тыс. изголодавшихся сластен со всего мира оставили 40 млн евро. Посетители всех возрастов неистово скупали шоколад: горький и сладкий, с орехами и с перцем, в плитках, в пачках, в банках и в пакетах, в виде макарон, тортеллини и чипсов, в виде помады и духов. Скупали и тут же ели, запивая кофе и молодым вином. Мазали друг друга шоколадом, смотрели шоколадные шоу, лепили скульптуры из шоколада и принимали шоколадные ванны.

Пока гости выставки с энтузиазмом тысячами поглощали сладкие калории, бизнесмены в одном из павильонов обсуждали, как заставить людей потреблять еще больше шоколада: небольшая консалтинговая компания Chocolate Valley проводила семинар для производителей шоколадных продуктов. По мнению специалистов этой компании, шоколад - один из самых сложных видов бизнеса. Здесь крупные и мелкие производители могут выжить только в сложном симбиозе. Чтобы выжить на рынке, им приходится фантазировать и творить, менять форму, цвет и вкус шоколада, чтобы иметь возможность продавать его в самых различных ситуациях.

О том, как сосуществуют эти две группы производителей и как правильно продавать шоколад, "Эксперту" рассказал один из учредителей Chocolate Valley Лоренцо Шиадини.

Что такое шоколад

- Что такое шоколадная индустрия? Как она сегодня работает?

- Сегодня в шоколаде существует два разных мира: большая индустрия и мелкие предприятия. Индустрия проводит исследования, внедряет новые технологии, совершенствует химические процессы. В последние десять-пятнадцать лет именно крупные предприятия - источник новых технологий для компаний небольших. Например, благодаря технологическим новинкам, которые сначала применялись в индустрии, теперь и мелкие производители шоколада могут делать продукт, хранящийся полгода-год. Если раньше они начинали производить шоколад, условно говоря, за неделю до Рождества, то теперь могут начать производство за три месяца. Таким образом, индустрия способствует развитию мелкого шоколадного бизнеса.

Однако в этом взаимодействии крупных и мелких шоколадников есть и оборотная сторона. Ведь как производится шоколад? В очень упрощенном виде так: индустрия закупает сырье - какао-бобы - и производит из него полуготовый шоколад, а кустари приобретают этот полуфабрикат (эта смесь стоит от двух до семи евро за килограмм).

Допустим, мы с вами решили делать русский шоколад "Анастасия". Для начала мы идем к Barry Callebaut - так называется самая большая промышленная компания в мире по производству шоколадного сырья, покупаем у них упаковку полуфабриката и кладем в специальную машину, которая расправляет шоколад и делает его блестящим. На выходе мы поставим форму - вот эту (берет в руки пластиковый стаканчик. - "Эксперт") - и у нас будет шоколад в форме стакана. Мы сделаем для него упаковку и станем первыми производителями шоколада в виде стакана. И все! Надо просто купить несколько килограммов шоколада, уже произв