Мельче, еще мельче

Спецвыпуск
«Эксперт» №12 (459) 28 марта 2005
Оказалось, что даже в глубокой провинции можно создать быстрорастущий и достаточно высокотехнологичный бизнес. Однако перейти с рынков, измеряемых миллионами долларов, к рынкам миллиардным компания "Экохиммаш" сможет, только освоив действительно инновационную продукцию

Жители города Буя, что в сотне километров от Костромы, свою малую родину иначе как дырой не называют. И точнее слова не подберешь. Удаленность от деловых центров страны и острый дефицит квалифицированных кадров - только эти две проблемы, казалось бы, должны погубить на корню всякий более или менее серьезный бизнес. Однако реальность опровергает теории: местная компания "Экохиммаш" - производитель продуктов неорганической химии - является лидером российского рынка огнетушащих порошков. Она, единственная в России, умеет изготавливать особые сорта этих порошков для атомной энергетики, нефтепереработки, авиации и флота.

Оборот компании "Экохиммаш" составляет всего 6 млн долларов. По критериям нашего проекта она чуть-чуть не дотягивает до категории "средний бизнес". Но, на наш взгляд, у компании хорошие перспективы. Прежде всего благодаря тому, что уже сейчас "Экохиммаш" выходит в инновационную сферу: вводит в свой ассортимент товары, которые обещают стать "продуктами будущего". Именно это направление позволит компании перерасти категорию "малый бизнес" и плотно занять свое место на рынках, измеряемых не миллионами, а миллиардами условных единиц. Впрочем, чтобы сделать это, менеджменту компании не помешало бы стать чуть более амбициозным.

Пустое место

История компании началась с вопиющей несправедливости. Когда в 1992 году самое крупное здешнее предприятие - Буйский химический завод (БХЗ) - было приватизировано и распалось на восемь самостоятельных компаний, "Экохиммашу", единственному из всех, не досталось никакого стартового капитала - ни производственного оборудования, ни запасов дорогостоящего сырья. Чтобы выжить и встать на ноги, собственникам компании - а ими стали бывшие работники опытного участка БХЗ - пришлось действовать активнее конкурентов. "От Буйского химзавода нам достался только пустой цех и половина административного здания. Это заставило нас работать вполне интенсивно и творчески", - вспоминает Александр Смирнов, технический директор "Экохиммаша".

Творчество заключалось в чутком отслеживании потребностей рынка - особо не раздумывая, компания бралась осваивать производство любых перспективных с точки зрения спроса препаратов и субстанций. Так было, например, в середине 90-х: уловив рост рынка, "Экохиммаш" быстро научился делать стиральный порошок "Кристалл" и потом, на пике спроса, отгружал его вагонами. Этот первоначальный запал динамичности в сочетании с готовностью рисковать позволил компании занять хорошие позиции в нескольких сегментах рынка.

Начинался "Экохиммаш" с 25 человек и нескольких сотен килограмм продукции. В те времена все, включая гендиректора, часто оставались после рабочего дня расфасовывать произведенную за день продукцию - разливали по бутылочкам преобразователи ржавчины и смазочные жидкости. К сегодняшнему дню масштабы выросли на порядки: теперь на предприятии работает 220 человек, а объемы производства составляют более 1,5 тыс. тонн в месяц.

На государственных льготах

Своим первым и главным успехом на рынке "Эко