Низких цен для победы мало

Спецвыпуск
«Эксперт» №12 (459) 28 марта 2005
Западные рынки для россиян открыты, надо только научиться на них работать, считает вице-президент по маркетингу компании Sinara Trading AG (эксклюзивный дистрибутор продукции Трубной металлургической компании, ТМК в странах дальнего зарубежья) Джон Бломберг.

- Насколько сильно защищен американский рынок труб от воздействия импорта?

- Вообще говоря, трубный рынок США достаточно открытый, американские производители занимают около семидесяти процентов, импорт составляет тридцать-тридцать пять процентов. Тем не менее американские компании часто использовали антидемпинговые процедуры и прочие законные средства для ограничения импорта. Сейчас такие иски подавать сложнее, поскольку американские производители хорошо зарабатывают, а для того, чтобы выиграть процесс о демпинге, прежде всего надо показать потери.

Более того, сейчас в США разворачивается полемика о целесообразности антидемпинговых процедур в принципе. Ведь законы о демпинге были написаны едва ли не в начале прошлого века. И принимались они исключительно под интересы американских производителей, интересы потребителей тогда никто не учитывал. Сейчас ситуация начала меняться. Крупнейшие потребители стали в США заключили союз с тем, чтобы лоббировать в правительстве идею о том, что эта процедура устарела и обессмыслилась.

- Это негласный союз?

- Это совершенно официальная коалиция. Я уже тридцать лет в стальном бизнесе, и впервые на моей памяти основные потребители стального проката, то есть компании гораздо более крупные, чем производители, апеллируют к правительству. Пока, правда, решения принимаются против них. Посмотрим, как долго правительство сможет выдерживать это давление, ведь основные американские потребители стали - это очень влиятельные компании.

- Какая-то нереально красивая картинка получается. Американский рынок труб относительно открытый, угрозы антидемпинга сейчас почти нет. Приходи и продавай.

- Конечно, не все так просто. Шесть лет назад США и Россия на межправительственном уровне подписали соглашения о торговле сталью. Все участники рынка были вынуждены его соблюдать, поэтому в антидемпинговых списках российских производителей нет. Однако в июле прошлого года действие этого соглашения закончилось. Американцы хотели его продлить, но Россия отказалась это сделать. Так что российские производители теперь точно так же подвергаются риску быть засуженными за демпинг, как и все остальные.

Чрезвычайно важно, чтобы российские производители были осторожны и задумывались над своими ценами и над объемами поставок, потому что иначе они могут нарваться на иск. Если все российские производители будут вести себя дисциплинированно и аккуратно, США могут стать для России значимым рынком сбыта. Но к этому надо относиться ответственно. ТМК, например, заключила маркетинговый союз с одним из крупнейших местных производителей - Lone Star Steel.

- У России есть серьезные конкурентные преимущества. В первую очередь - относительно невысокая себестоимость произв производства. Только хочет ли кто-нибудь в Америке видеть в качестве крупного поставщика труб компанию из России? Насколько вообще целесообразно, с их точки зрения, появление среди лидеров мирового рынка российского игрока?

- Многие транснациональные нефтяные компании сократили штат своих подраздел