Призрак Мавроди

Спецвыпуск
Москва, 13.06.2005
«Эксперт» №22 (469)
В результате острой конкурентной борьбы на рынке автострахования формируются два лагеря. Одни игроки придерживаются консервативной тарифной политики, другие в погоне за увеличением доли рынка неоправданно снижают тарифы, выстраивая "пирамиды" и увеличивая риск банкротства

Рынок автокаско развивается быстрыми темпами. Отчасти этот рост связан с введением ОСАГО. Но в основном это - следствие роста благосостояния граждан. Сейчас по каско в основном страхуются новые иномарки: страховка предлагается автомобилистам прямо в автосалоне, зачастую в качестве бесплатного подарка или с большой скидкой. Сегодня полисы каско приобретают почти 90% владельцев новых машин. По оценке начальника отдела маркетинга департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Игоря Александрова, в 2005-2007 годах рынок автокаско будет расти в среднем на 32% ежегодно и увеличится за этот период в 2,3 раза - с 23 млрд рублей в 2004 году до 53 млрд в 2007-м.

Крупные универсальные страховщики, для которых автострахование является непременным, но не определяющим направлением бизнеса, пока в состоянии только удерживать свои доли на рынке. Ведь здесь пытается работать множество компаний, для которых выход в сегмент страхования крупного бизнеса и его имущественных интересов по объективным причинам закрыт. Поэтому они стремятся выйти на рынок личного страхования, прежде всего страхования автомобилей. Завышенные комиссионные и демпинг - едва ли не единственные возможности для страховой компании, выходящей на рынок автострахования, на нем закрепиться, и это влечет за собой появление экономически необоснованных тарифов. Количество таких компаний велико, а их активная деятельность приводит к появлению пирамидальных схем финансирования убытков от старых клиентов за счет новых. Такие обстоятельства серьезно увеличивают риск волны банкротств таких компаний на рынке автострахования.

Борьба за клиента

Почему мелкие страховщики платят завышенные комиссионные? Посредник (агент или брокер), приводящий в компанию большое количество безубыточных клиентов, вправе рассчитывать на повышенную комиссию. Тут высокое вознаграждение вполне обоснованно. Но в условиях необходимости срочного привлечения новых клиентов компании способны на установление безумных комиссионных в размере 30-40% от суммы страховых сборов, лишь бы получить нового клиента. "Эта порочная практика ведет начало с девяностых годов и, к сожалению, до сих пор не изжита. По-прежнему многие страховые компании, появляющиеся на рынке, предлагают агентам явно завышенные комиссионные по каско", - отмечает Валерий Марданов, начальник отдела продуктового развития компании "Капитал Страхование".

Демпинг в автостраховании еще более распространен. Чем ниже стоимость полиса, тем существеннее преимущество в борьбе за клиента. "Ментальность россиян пока не предполагает использование страховых механизмов защиты, они покупают машины на последние деньги, и сумма страхового взноса для многих оказывается слишком большой", - комментирует Дмитрий Климов, первый замгендиректора компании "Межрегионгарант". Крупные страховщики предлагают высокие, но экономически обоснованные тарифы, чего не скажешь о мелких компаниях. Но низкие тарифы могут быть сформированы не только по причине умышленного демпинга, но из-за обыкновенного непрофе

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (469) 13 июня 2005
    Эхо энергокризиса в Москве
    Содержание:
    Сеть спросит строго

    Сети и подстанции электроэнергетики страны нуждаются в скорейшем обновлении и расширении. Майская авария в Москве должна подтолкнуть качественную модернизацию энергоинфраструктуры

    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама