Цифровое гражданское общество

Русский бизнес
«Эксперт» №24 (471) 27 июня 2005
Частный бизнес готов инвестировать переход России на цифровое телевещание. От государства требуется определить ясные правила игры

Неуверенными шагами мы движемся к переходу в цифровую эру. Он назначен на 2016 год: именно с этого времени россияне должны начать смотреть телевидение в "цифре". В начале июня Госкомиссия по радиочастотам решила выделить полосы радиочастот 174-230 МГц и 470-862 МГц для цифрового телевещания. А к концу этого года должна появиться государственная концепция перехода на "цифру".

Между тем, пока государство еще только раздумывает, как будет выглядеть переход и где бы взять деньги на модернизацию, бизнес начинает потихоньку делить рынок. Операторы связи, традиционно не выходившие за рамки своих телекоммуникационных услуг, теперь пытаются отъесть кусок рынка у провайдеров кабельного телевидения. Кабельные компании, в свою очередь, начинают активнее работать с абонентами. Цифровое телевидение развивается в нашей стране как платное, и частные компании могут стать не худшим агентом перестройки сетей, чем государство.

Слово за государством

Весь процесс доставки телесигнала потребителю можно условно разделить на три этапа, и оцифровывать нужно каждый из них.

На первой ступени задействованы устройства, посылающие и транслирующие сигнал: спутники и наземные передатчики (в случае эфирного вещания) или кабельные сети. По всей стране их необходимо менять с аналоговых на цифровые. В России на эфир приходится самая большая нагрузка - около 80% населения смотрят ТВ в эфирном вещании, тогда как в США и Канаде, к примеру, лишь 24% (там основную нагрузку испытывает кабель). Но именно с эфирным вещанием возникают трудности. Если с модернизацией спутников вопрос будет решен к концу этого года, то с наземной частью все гораздо сложнее.

Коммерческим структурам создавать массовое цифровое эфирное вещание малоинтересно: такие инициативы в других странах пока что проваливались (например, три года назад обанкротилась английская компания ITV). А основной государственный игрок этого рынка ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) - предприятие убыточное. Правительственное поручение по модернизации сети у него есть, а денег нет. Цена вопроса составляет, по разным оценкам, до 1 млрд долларов.

Обременяющее государство ФГУП РТРС могло бы оказаться привлекательным активом для стороннего инвестора: в его ведении находятся не только 53 тыс. объектов, но также земля и недвижимость. Из всех обсуждаемых вариантов наиболее перспективный - акционирование ФГУП РТРС с участием стратегического партнера. Однако при отсутствии гарантий оперативного управления серьезный инвестор вряд ли этим хозяйством заинтересуется, а государство пока их не дает. Второй возможный агент модернизации наземного вещания - федеральные телесети вроде СТС или ТНТ. Чтобы обеспечить прием своего канала, они устанавливают в небольших российских городах собственные передатчики. Но пока эти компании не спешат кардинально модернизироваться. "Мы не настолько богаты, чтобы заранее менять все свои передатчики на цифровые, - говорит Олег Климанов, технический директор ТНТ. - Думаю, что обязательным переход на циф

9 аргументов за переход на "цифру"

1. Более высокое качество сигнала даже в труднодоступных местах и даже в движении, возможность предоставлять дополнительные интерактивные услуги.

2. Возможность сэкономить огромные энергетические мощности. Так, только Останкинский телецентр потребляет 2 МВт. С переходом на "цифру" потребление снизилось бы в десять раз - до 200 кВт.

3. Компенсация "информационного неравенства": если жители крупных городов могут смотреть 10-15 каналов, то жители небольших населенных пунктов зачастую лишь два-три. То есть конституционное право граждан на равный доступ к информации по сути не соблюдается. С появлением "цифры" становится возможным создание и прием десятков новых каналов.

4. Большая часть технического парка сегодня изношена, менять его надо в любом случае. Например, под вопросом уже вещание Первого канала на Сибирь: спутник свой ресурс выработал. Если уж мы отстаем от развитых стран, то целесообразно менять оборудование сразу на самое новое и передовое - то есть на цифровое, не тратясь на "промежуточные звенья".

5. Улучшение качества программ. Цифровые архивы позволяют оперативнее и глубже изучать информацию. Телевизионщики благодаря интерактивности быстрее получают отклик от зрителей и могут корректировать программную политику.

6. Операторы связи получат новые возможности развития частот спектра, освободившихся после аналогового ТВ.

7. Открываются новые рынки для производителей различного оборудования: цифровых телевизоров и приставок set-top box, передатчиков и др.

8. Государство получает освободившиеся частоты под свои каналы, например под "Звезду", и под запуск последующих каналов, не сгоняя и не закрывая частных операторов.

9. Упрощается измерение телевизионного рынка. Возможно точно определить, что в какое время смотрят миллионы людей. Это значит, что будут пересмотрены правила игры на рекламном рынке. Достаточно поставить специальную деталь в телеприемник - и вы знаете все о телеинтересах Ивана Петровича. Вы можете предлагать ему специальную рекламу, интересующую именно его.

Другое дело, что зрителю может совсем не понравиться, что его действия контролируют. На компании может посыпаться масса судебных исков.