От нас требуется подлинное творчество

Общество
«Эксперт» №24 (471) 27 июня 2005
"Русская демократия не сможет ограничиваться только системой политических сдержек и противовесов. Институт духовных и моральных авторитетов для нас обязателен. Без него ничего не получится", - считает известный историк Феликс Разумовский
От нас требуется подлинное творчество

- Как менялось российское общество в последние пятнадцать-двадцать лет?

- Я думаю, что мы были свидетелями очередного этапа саморазрушения общества, нации, страны. Если говорить коротко, то такого рода саморазрушение в России имеет давние традиции. Это та самая смута, которая посещает нас время от времени. Можно выстроить целую цепочку подобных явлений начиная с Великой смуты конца шестнадцатого - начала семнадцатого века. Что же касается нашей нынешней смуты, то, похоже, началась она где-то году в 1903-м. Генерал Антон Иванович Деникин был прав, называя свою знаменитую книгу о Гражданской войне "Очерки русской смуты". Одно только "но": эта смута не закончилась победой большевиков, и, по всей вероятности, в данном случае можно говорить о глобальной русской смуте, которая заняла весь двадцатый век. У нее были разные фазы и стадии. На каких-то этапах могла развиваться экономика, почему бы и нет; наращивался промышленный потенциал, создавалась космонавтика. Все это было. Мы действительно "делали ракеты". Только это делание ограничивалось сугубо утилитарной, рациональной сферой. На ином уровне, в сфере национальной психологии и культуры как таковой (культуры как системы ценностей), происходило последовательное разрушение, культурная почва уходила у нас из-под ног. Середина восьмидесятых отмечена явной интеллектуальной деградацией. В решающий момент у нации не оказалось ни одной сколько-нибудь содержательной идеи. Ни одной! Это объясняется только вялотекущей смутой. В девяностые годы этот процесс приобрел обвальный характер. Очевидно, саморазрушаться можно долго - вплоть до Страшного суда.

- Есть ли признаки того, что сейчас эта смута заканчивается?

- Я думаю, что мы являемся свидетелями попытки решить эту проблему. Недавнее прошлое осознается всеми как разрушение. Во всяком случае, разрушение русской государственности стало очевидным. Власть попыталась хоть немного изменить вектор развития. Но это попытка решить проблему с черного хода. Впрочем, в определенный момент нам стало казаться, что государство у нас укрепляется, что появляются какие-то вертикали, какие-то осязаемые формы. Но достаточно было нескольких трагических событий, чтобы открылась иллюзорность многих достижений последнего времени. Пресловутая стабильность и тем более национальное единство - не более чем видимости. К созиданию в полном смысле этого слова мы еще не приступили.

- А какие условия нужны для того, чтобы этот процесс начался?

- Надо, во-первых, вернуться к здоровому бытию русского сообщества. Так или иначе, но нечто очень важное для русской цивилизации мы утратили. Нация лишилась духовного отца. А претендовавших на эту роль известных исторических персонажей Россия отвергла. Она даже Петра Великого в этой роли отвергла, а уж других носителей верховной власти - тем более. Но такая потребность существует сегодня и существовала в прошлом. Об этом замечательно говорил и писал академик Александр Панченко. В противном случае нация ощущает себя потерянной, буквально сиротой казанской или