Серийные убийцы

Культура
Российский книжный рынок стоит на пороге коренных изменений. Издатели пересматривают свой подход к литературным сериям
Серийные убийцы

Все выпускаемые книги российские издатели изо всех сил стараются упаковать в специально созданную оболочку под названием "книжная серия". Смысл этого очевиден: книги, объединенные единообразными обложками, по идее, должны продвигать друг друга. Судя по всему, российские издатели в массе своей полагают, что книга, оставленная в одиночестве, не выживает - как попугайчик-неразлучник. К ней обязательно надо подселить соседа, пусть даже это будет существо совершенно иного биологического вида. В результате на свет появляются самые невообразимые серии. Чего стоят хотя бы "Парад уродов" ("Эксмо"), "Вот эта книга!" ("Слово") и совсем уж загадочный "Оранжевый ключ" ("Азбука"). Получившийся красочный, но малосъедобный салат лишает сам принцип серийного выпуска книжек - изначально вполне разумный - всякого смысла. Серии перестают опознаваться, их брендообразующие характеристики безнадежно стираются.

Интересно, что во всем мире издательства проводят совсем иную политику. Серий здесь, во-первых, сильно меньше, а во-вторых, организованы они иначе. В те немногочисленные серии, которые сами по себе являются проверенным временем брендом - как, например, галлимаровский Noir, - отбор литературы производится очень тщательно, жанровая связь между книгами четко прослеживается. Кроме того, очень распространен принцип курирования серии каким-либо известным лицом. Так, в Европе в крупных издательствах существует специальная должность - директор коллекции. Этот человек совершает личный отбор, и его коллекция, собственно, и является серией (например, в издательстве "Галилей" таким директором в свое время был Жак Деррида). У нас единственный пример такого рода - Борис Акунин, курирующий в "Иностранке" серию "Лекарство от скуки".

Но главное, за пределами России брендом, как правило, является само издательство: читатель уверен, что, к примеру, уважаемый американский "Альфред Кнопф" не предложит ему какую-нибудь нечитаемую муть. Сейчас, похоже, российские издатели начинают осознавать все преимущества такого подхода. До сих пор лишь очень немногие издательства, например Ad Marginem и "Ультра.Культура", отчетливо выстраивали цельный корпоративный бренд. Теперь к ним начинают присоединяться и другие игроки. Один из любопытных примеров - питерский "Лимбус-пресс". "Мы поняли, что книги наших серий не поддерживают друг друга, не создают инерцию. Поэтому мы сейчас перешли от серий к направлениям", - говорит главный редактор "Лимбус-пресс" Виктор Топоров. Направления эти будут таковы: "Лимбус-art" (книги, как-либо связанные с творчеством), "Лимбус-teen" (о подростках и для подростков), "Лимбус-crime" (детективный жанр) и т. д. Как легко заметить, брендом теперь становится само издательство.

Патрон для Анны Карениной

Еще интереснее поступила "Иностранка". В начале года здесь появилось подразделение под названием "Колибри". Читатель, не посвященный в подробности книгоиздательского бизнеса, воспринимает "Колибри" как отдельное издательство. Еще пару лет назад подобный ход вряд ли пришел б