Стояние на реке

Культура

В прошлые выходные в Москве, в районе Алтуфьева, в парке на берегу реки Лихоборки, состоялось открытие триумфальной арки - новой грандиозной инсталляции из веток и сучьев художника Николая Полисского и его соавторов - жителей деревни Никола Ленивец Калужской губернии.

На сегодняшний день Николай Полисский - единственный в наших пределах представитель лэнд-арта, того вида искусства, который, казалось бы, должен у нас процветать ввиду исключительного обилия того самого лэнда. Но большое количество земли, оказывается, не единственное условие процветания лэнд-арта - дела трудоемкого, хлопотного и очень зависящего от чиновников, которые землей распоряжаются. Главные произведения Полисского и его никололенивецкой лэнд-арт-артели - Вавилонская башня из сена, полчище снеговиков, маяк - возникали и, осуществив свое героическое "стояние", умирали на высоком берегу Угры. Ближе к Москве оказался расположен городок из прутьев, состоявший из "Тадж-Махала", "кибитки Александра Македонского" и прочих плетеных павильончиков, - хит фестиваля "Арт-Клязьма"-2003. В саму же Москву прорвался лишь один объект - "Байконур", с плетеными ракетами, который до сих пор проживает во внутреннем дворе ЦДХ на Крымском валу.

Правда, "Байконур", запертый с четырех сторон корпусами ЦДХ, хоть и оказался в Москве, и даже неподалеку от дружественного Полисскому географического объекта - реки, все же в городское пространство так и не вышел. Прорыв случился только сейчас - огромная арка, сложенная из веток орешника и живо напоминающая формой и размерами арку Дефанса в Париже, выросла в спальном районе на северо-западе Москвы и тут же перевернула все с ног на голову. Привычная глазу и противная душе геометрия новостроек получила свое оправдание - кажется, будто панельные дома подражают прямоугольной (насколько это возможно, учитывая материал) арке, лишь немного упрощая ее форму. Хоть сейчас бери в качестве примера в учебник по дизайну городской среды, в раздел "Реабилитация заброшенных территорий".