Массовое, гибкое и интернациональное

Общество
Москва, 14.11.2005
«Эксперт» №43 (489)
Основной вызов для российской высшей школы заключается в том, будет она претендовать на мировую значимость и влияние на процессы глобализации или удовлетворится ролью образовательной провинции
.ttt { FONT-SIZE: 11px }

В 2005 году фонд "Центр стратегических разработок - Северо-Запад" провел комплексное исследование** рынка образовательных услуг РФ. Цель исследования заключалась в выявлении основных тенденций развития российского высшего профессионального образования и определении сценариев его возможного реформирования. Основной вывод исследования: российское высшее образование в целом повторяет мировой тренд перехода от высшей школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи с отставанием по разным показателям на десять-тридцать лет.

**Исследование включало: анализ статистических данных; мониторинг публикаций; цикл интервью с работодателями, экспертами, представителями высшей школы и кадровых агентств; серию "круглых столов" в Санкт-Петербурге, Москве, Красноярске, Иркутске, Тюмени; анкетирование работодателей (около 300 предприятий разных секторов экономики и с различным числом занятых). Первоначально анкеты были направлены значительно большему количеству работодателей, однако заполненными вернулось чуть более половины. Дефицит ответов был восполнен за счет интервьюирования представителей администрации, отделов кадров и HR-департаментов предприятий. Повторное обращение выявило, что работодатели затрудняются точно сформулировать свои запросы к высшей школе и системно описать используемые модели подготовки кадров.

Немного истории

Отечественная высшая профессиональная школа сформировалась в XIX веке, во многом за счет импорта немецкой модели - исследовательского Университета Гумбольдта. В то время немецкая система была наиболее пригодной для копирования в pоссийских условиях. Она могла быть внедрена в результате государственных реформ (в силу ее государственного характера), кроме того, ей хотелось подражать, потому что хотелось подражать немецкой науке.

Внедрение произошло с искажением одного из основополагающих принципов немецкого университета - принципа акдемической автономии. Зато организационные формы: дисциплинарное деление, управление и финансирование при действенном участии государства, доступ в вузы посредством приемных испытаний, организация учебного процесса и проч. - были скопированы один к одному. И это, несомненно, дало России возможность в короткие сроки создать конкурентоспособную систему высшего образования.

СССР в целях проведения быстрой и масштабной индустриализации осуществил модернизацию скроенной по немецкому образцу вузовской системы. Потребность в массовой подготовке инженеров привела не только к наращиванию числа вузов (их общее число выpосло со 150 в 1917 году до 516 в 1950-м), но и к тому, что почти всем вузам была приписана функция технической школы. Расположение вузов на территории страны выбиралось в зависимости от планов создания территориально-производственных комплексов, а не от культурной и инновационной мощности городов. В 20-30-е годы большинство гуманитарных специальностей было изъято из университетов и локализовано в меньших масштабах в пединститутах и специализированных вузах

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (489) 14 ноября 2005
    Бунт во франции
    Содержание:
    Революция у них в крови

    Если французское правительство не сумеет решить застарелые проблемы общества, Франция может подарить Европе еще одну великую революцию

    Наука и технологии
    На улице Правды
    Повестка дня
    Реклама