Урожай "Калины"

Русский бизнес
Москва, 21.11.2005
«Эксперт» №44 (490)
Концерн "Калина" добился небывалых финансовых успехов. Их обеспечили новая рыночная стратегия, ориентированная на развитие только самых перспективных продуктов, и налаженная система дистрибуции

Крупнейший отечественный производитель парфюмерии и косметики концерн "Калина" стал одной из самых динамичных компаний на российском потребительском рынке. По результатам первой половины 2005 года "Калина" совершила небывалый рывок: ее продажи выросли без малого на 50%, а чистая прибыль увеличилась более чем на 200%. Сегодня эти показатели составляют 133,1 и 17,7 млн долларов соответственно. По темпам роста концерн "Калина" оставил далеко позади других участников парфюмерно-косметического рынка: не только российские компании, такие как Faberlic, "Невская косметика", но и транснациональные - Procter & Gamble, Beiersdorf, L`Oreal, рост оборота которых сегодня составляет в среднем 18-20%.

Блестящие финансовые результаты концерна отразились и на его фондовых показателях: только с начала этого месяца бумаги "Калины" на бирже РТС подорожали более чем на 20%, и сегодня акция концерна стоит более 40 долларов. В целом же с начала этого года капитализация "Калины" увеличилась в 2,4 раза - до 385 млн долларов. Эти достижения по достоинству оценили и западные инвесторы: в четверг на РТС иностранцы приобрели 20% акций компании.

Смена стратегии

Отметим, что "Калина" всегда была одной из наиболее динамичных компаний на российском парфюмерно-косметическом рынке. Концерн входит - наряду с Faberlic и "Невской косметикой" - в тройку крупнейших отечественных производителей косметики. По данным маркетинговой компании ACNielsen, сегодня предприятию принадлежит около 3,5% российского парфюмерно-косметического рынка. "Калина" работает во всех сегментах - парфюмерном, сегменте шампуней, декоративной косметики и пр., а в некоторых компания лидирует: например, в самом крупном сегменте российского косметического рынка, сегменте средств по уходу за кожей, ее доля составляет 38%. Хорошие позиции у "Калины" и в сегменте средств по уходу за полостью рта, где ей принадлежит 11%. В среднем же в 2000-2004 годах оборот компании стабильно увеличивался на 10-20%. Однако наблюдаемый сегодня взрывной - на сорок с лишним процентов - рост случился у "Калины" впервые. Что же стало его причиной?

Сразу оговоримся: в отличие от многих российских косметических компаний, выросших за счет благоприятной рыночной конъюнктуры, "Калина" совершила рывок не только благодаря растущему спросу. Действительно, уже в 2004 году российский парфюмерно-косметический рынок замедлил темпы роста - с 15-20 до 10-12%; в 2005 году, по прогнозам аналитиков, рынок едва ли увеличится больше чем на 8%.

И аналитики, и менеджеры компании сходятся во мнении: финансовый успех "Калине" обеспечила реструктуризация бизнеса, начатая два года назад. Задуматься о смене стратегии руководителей "Калины" заставила активная экспансия на российский косметический рынок западных компаний. Почти все транснациональные игроки упрочили в 2003-2004 годах свои позиции на российском рынке - обзавелись собственными производственными мощностями. Это позволило им сократить издержки и вступить в прямую конкуренцию с отечественными производителями,

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (490) 21 ноября 2005
    Перемены во власти
    Содержание:
    Не по царской воле

    Последние кадровые назначения символизируют конец эпохи "ультрасиловиков". Готовить страну к выборам 2007-2008 годов будут профессиональные государственники

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама