Кольцевое движение

Русский бизнес
«Эксперт» №45 (491) 28 ноября 2005
АвтоВАЗ снова становится государственным. Чтобы сделать компанию эффективной, новому хозяину придется заняться производством высокотехнологичных автокомпонентов и сотрудничать с иностранцами
Кольцевое движение

Госпосредник в торговле оружием "Рособоронэкспорт", по некоторым данным, за 700 млн долларов приобрел компании AVVA и ЦО АФК, которым принадлежит более 60% акций АвтоВАЗа. Пока сделка не подтверждена.

Впрочем, сами понятия "купить" или "продать" применительно к АвтоВАЗу являются условными. AVVA и ЦО АФК владеют контрольным пакетом завода. Но - следите за руками, фокус: AVVA и ЦО АФК сами "дочки" АвтоВАЗа. Тот, кто их покупает, отдает деньги их владельцу - АвтоВАЗу, получает контрольный пакет АвтоВАЗа, а заодно и деньги, которые были уплачены за "дочек". Фактически полноправным хозяином автозавода является совет директоров, но лишь до того момента, пока он вдруг зачем-то не примет решение о продаже предприятия. После этого он просто вылетает из системы, а саму компанию вместе с уплаченными за нее деньгами получает "покупатель".

Так что мотивом для решения о продаже завода для совета директоров могут стать лишь деньги, уплаченные лично участникам этого органа или их друзьям. По-видимому, это и случилось, и, по крайней мере, часть от 700 млн долларов можно рассматривать как отступные Владимиру Каданников, возглавлявшему предприятие 17 лет, а также узкой группе приближенных к нему лиц. (Как это будет оформлено - другой вопрос. Специалисты не сомневаются, что стороны справятся.)

Такая неординарная структура предприятия (из заметных российских компаний обладателем подобной закольцованной схемы владения является только "Сургутнефтегаз") - наследие первой половины 90-х. Она была удобна во время самоскупки АвтоВАЗа и скорее всего рассматривалась как временная. Позже, когда Борис Березовский - автор этой и многих других изящных схем, используемых АвтоВАЗом, - отошел от дел автопроизводителя, "апгрейдить" ее, засунув концы в офшоры, не захотели или просто сочли лишним. Это делало позиции владельцев компании довольно уязвимыми: для того чтобы вернуть государству завод, приватизированный "с изрядными нюансами", совсем не надо было сажать кого-то в тюрьму или банкротить предприятие. С другой стороны, такая позиция "с открытым забралом", видимо, была расценена как благородство со стороны Каданникова, и тот отправился на пенсию очень обеспеченным человеком.

А процедура передачи власти уже запущена. 22 ноября нынешний совет директоров выбрал себе смену, которую должно утвердить внеочередное собрание акционеров, назначенное на конец декабря. В списке - 12 фамилий, шестеро - люди из госструктур. Это Василий Титов, Валерий Лукьяненко, Андрей Пучков из Внешторгбанка, Владимир Артяков и Игорь Есиповский из "Рособоронэкспорта", а также руководитель "Роспрома" Борис Алешин.

Ясное настоящее, смутное будущее

Если брать АвтоВАЗ в отрыве от прошлого и будущего, это вполне симпатичное предприятие, которое функционирует, приносит прибыль и развивается. В 2004 году выручка АвтоВАЗа составила более 3 млрд долларов, чистая прибыль - около 200 млн.

Весной АвтоВАЗ запустил в производство новые модели семейства "Калина". Для них был фактически построен завод в заводе, оснащение и с

Перспективная модель развития для АвтоВАЗа:

  • организация сборочного производства;
  • создание новых, в кооперации с иностранцами, моделей типа Chevi-Niva;
  • производство высокотехнологичных автокомпонентов;
  • финансирование перспективных направлений бизнеса за счет прибыли от нынешнего производства (устойчивый спрос, по прогнозам, еще пять лет)