Действовать осторожно

Международный бизнес
Москва, 20.02.2006
«Эксперт» №7 (501)
Чтобы избежать кризиса, Китай не спешит либерализовывать свою финансовую систему. По мнению китайских реформаторов, государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Интервью с управляющим директором по Азии консалтинговой компании McKinsey Домиником Бартоном

В прошлом году ведущие китайские банки начали выходить на биржу. Сделан и первый шаг в направлении либерализации валютной политики страны. Однако китайские власти не собираются отказываться от жесткого контроля над своей финансовой системой. Так, в конце января этого года вице-премьер Госсовета КНР Хуан Цзюй заявил, что "допуская инвесторов в крупнейшие государственные коммерческие банки, правительство должно оставить за собой львиную долю их акций. Государство должно удерживать в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики Китая". В стране еще не сформировались достаточно емкие и ликвидные финансовые рынки, через управление которыми китайские власти могли бы предотвращать кризисы. Поэтому правительство пока боится выпускать из рук рычаги влияния на ведущие банки страны.

Об особенностях китайской финансовой политики и о том, как идет реформа китайского банковского сектора, "Эксперт" побеседовал с управляющим директором по Азии консалтинговой компании McKinsey Домиником Бартоном.

Успехи и проблемы

-- По условиям вступления в ВТО Китай должен либерализовать свою банковскую систему. Насколько китайская банковская система готова к этому?

-- К январю 2007 года либерализация этого сектора должна быть полностью завершена. Начиная с 2003 года в Китае в этом направлении было сделано довольно много. Во-первых, была начата приватизация двух из четырех крупнейших банков -- Bank of China (BC) и China Construction Bank (CCB), восемь процентов акций которого в конце 2005 года было продано во время первичного размещения. Во-вторых, начала решаться проблема "плохих" кредитов (в частности, для того, чтобы сделать возможным IPO). Была создана специальная группа Huigin -- нечто вроде государственной холдинговой компании, которой принадлежат доли государства в четырех крупнейших банках. Эта компания -- своего рода инвестиционный фонд, который приводит в порядок балансы контролируемых им банков, например выкупает у них "плохие" кредиты.

В-третьих, реформируется система корпоративного управления. Государство постепенно отдаляется от управления банками. Иначе организуется управление рисками. Раньше многие решения о выдаче кредитов принимались "наверху". Правительственные чиновники могли позвонить в банк и сказать: "Я считаю, что средства надо инвестировать туда-то". Сейчас эти полномочия стараются ограничить. Так, в совете директоров China Construction Bank уже есть независимые директора. В его состав входит очень известный специалист из Японии, который участвовал в работе по реформированию японского банка Shinsei, ранее принадлежавшего государству. Независимые директора есть и в совете директоров Bank of China. А пару месяцев назад Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) -- крупнейший госбанк -- ввел в состав совета директоров иностранцев, в частности Джона Торнтона, бывшего президента Goldman Sachs.

Конечно, остается еще немало проблем, требующих решения. Так, в рабо

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (501) 20 февраля 2006
    Реформа энергетики
    Содержание:
    "Мы читали, что это должно работать"

    Руководители РАО "ЕЭС России" собираются проверить невидимую руку рынка на эффективность. Полигоном для смелого эксперимента станет российская теплоэнергетика

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама