Как приручить стройкомплекс

Русский бизнес
Москва, 20.03.2006
«Эксперт» №11 (505)
Насаждение земельных аукционов и силовая борьба со взяточниками и строительными картелями не сделают жилье доступнее. Эти меры должны дополняться комплексной государственной поддержкой девелопмента жилищных проектов

В конце февраля первый вице-премьер Дмитрий Медведев поставил однозначный диагноз отечественной строительной отрасли, назвав ситуацию, сложившуюся на рынке жилья, национальным позорищем. И не без веских на то оснований. Сроки реализации широко разрекламированного национального проекта "Доступное жилье" сорваны. Цены на квартиры повсеместно растут. Темпы строительства продолжают снижаться.

Высокопоставленный чиновник выделил две проблемы, которые, по его мнению, сдерживают развитие жилищного сектора. Во-первых, это незаконное предоставление площадок под строительство в обход обязательных с осени прошлого года земельных аукционов. Во-вторых, монополизм, процветающий на локальных рынках недвижимости. Разобраться с нарушителями г-н Медведев поручил правоохранительным органам и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая незамедлительно приступила к работе.

"Имеет место самый настоящий саботаж российского законодательства", - заявил недавно руководитель ФАС Игорь Артемьев. По его словам, с 1 октября прошлого года (то есть с момента вступления в силу нормы закона об обязательном предоставлении земельных участков на аукционах) из тысячи выделенных под жилищное строительство участков лишь менее ста были выставлены на торги. Остальные переданы застройщикам соответствующими распоряжениями местных органов власти. Антимонопольная служба уже пообещала добиться их отмены, пригрозив нарушителям прокуратурой и судом.

Безусловно, г-н Медведев затронул важные проблемы российской строительной отрасли -- коррупцию и монополизм. Однако только лишь силовой нажим на недобросовестных чиновников и застройщиков вряд ли позволит запустить долгожданный жилищный проект. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, недостаточно насильно принудить муниципалитеты к земельным аукционам или разрушить до основания строительные монополии. Гораздо важнее выработать эффективные меры государственной поддержки и общие правила игры, чтобы в ручном режиме настроить строительный комплекс на нужную волну.

Явные перегибы

С чего начать? Однозначно -- с пересмотра базовых принципов федеральной программы "Жилище", которая, напомним, составляет фундамент национального жилищного проекта. К "Жилищу" у экспертов накопилось немало претензий -- их можно долго перечислять.

Самая главная заключается в том, что подавляющее большинство включенных в "Жилище" подпрограмм направлено на стимулирование спроса на жилье: развитие ипотеки, помощь молодым семьям, военнослужащим и т. д. По грубым оценкам, на эти цели только в этом году предполагается направить около 50 млрд рублей федеральных средств. И это без учета инвестиций, которые вливают в ипотечное кредитование крупные коммерческие и окологосударственные банки.

По сути дела, только одна подпрограмма "Жилища" под названием "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" призвана стимулировать собственно жилищное строительство. При этом на ее реализацию выделено несравнимо меньше средств -- около 14 млрд рублей, и

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (505) 20 марта 2006
    Финансовая политика
    Содержание:
    Цена монополии на ликвидность

    Испугавшись инфляции, правительство и ЦБ готовы ужесточить денежную политику. Между тем основная причина периодических всплесков инфляции заключается в фундаментальном дефиците денег в экономике. Но для того, чтобы его ликвидировать, надо либерализовать денежный рынок

    Обзор почты
    Реклама