Плюс три процента к ВВП страны

Спецвыпуск
«Эксперт» №13 (507) 3 апреля 2006
Реализация инвестиционной программы Иркутской области может реально укрепить экономику всей России. Новая стратегия развития региона базируется на жестком прагматизме и максимализме
Плюс три процента к ВВП страны

Иркутская область оказалась одним из немногих регионов страны, который возглавил человек, прежде не работавший в исполнительной власти. Чуть более полугода назад Александр Тишанин пришел на должность губернатора с поста начальника Восточно-Сибирской железной дороги, да и вся его предыдущая карьера была связана с железнодорожным транспортом. Во власти же он сразу столкнулся с серьезной политической проблемой -- референдумом по объединению с Усть-Ордынским Бурятским округом, а также с колоссальными инвестиционными проектами, фактически -- с новой индустриализацией области.

-- Зачем, собственно, нужно объединяться с Усть-Ордой?

-- А вы назовите мне хоть одну причину, по которой этого делать не надо. Нынешнее положение откровенно абсурдно: округ находится внутри области, по населению он меньше области раз в двадцать, по ВРП -- в сто раз. У округа по пакету межбюджетных новаций уже нет финансовой самостоятельности: трансферты, которые составляют основу окружного бюджета, идут через бюджет области. Кроме того, федеральный курс на ликвидацию сложносоставных субъектов-"матрешек" абсолютно верен, в мире нет такого опыта.

Базовое преимущество объединения мне видится в том, что мы можем осуществить его в период формулирования стратегии развития Иркутской области: чтобы реализовывать эту стратегию в расчете на объединенный регион, чтобы включить Усть-Орду в динамику реализации крупных инвестиционных проектов на нашей территории.

На главных направлениях

-- После вашего назначения прошло не так много времени, новый состав областной администрации, по сути, только формируется. Есть ли уже представление о ключевых направлениях экономической стратегии области?

-- Самое важное для любой региональной власти -- планировать экономическую стратегию в тесном сотрудничестве с бизнесом, через подробный анализ инвестиционных приоритетов крупных компаний. Иначе можно написать что угодно, только это никогда не будет сделано, поскольку не имеет никакого отношения к частной экономике конкретного региона. Мы так и поступили: первым делом подробно изучили все инвестиционные планы компаний на нашей территории, изучили условия реализации всех значимых проектов. Собственно, стратегия и состоит в том, что государство принимает все необходимые решения, обеспечивающие выполнение проектов.

В итоге вырисовываются три направления. Во-первых, это освоение огромного природно-ресурсного потенциала региона, причем речь идет не только о добыче, но и об обрабатывающих отраслях, об адекватном развитии инфраструктуры. Во-вторых, развитие инновационной экономики на базе имеющегося у нас мощного научно-образовательного потенциала и уже действующих высокотехнологичных производств (в частности, самолетостроительное предприятие "Иркут"). В-третьих, формирование туристско-рекреационного комплекса международного значения на берегах Байкала.

Самым значимым направлением остается, конечно же, индустриальное. Однако и остальные -- отнюдь не мелочь. Например, туристско-рекреационный комплекс объединенной Ир