Большие средства для малого бизнеса

Русский бизнес
«Эксперт» №15 (509) 17 апреля 2006
Рынок финансовых услуг малому бизнесу вступил в фазу бурного роста. Множество альтернативных источников -- банковские кредиты, лизинг, факторинг, микрофинансирование -- конкурируют и дополняют друг друга
Большие средства для малого бизнеса

Как показало исследование, проведенное "Эксперт РА", совокупный объем кредитов малому бизнесу в 2005 году составил около 5 млрд доллаpов. На фоне кредитов крупным и средним предприятиям (почти 140 млрд доллаpов) или частным лицам (40 млрд долларов) это выглядит довольно скpомно. Однако финансирование малого бизнеса отличается высокой динамикой: прирост до 50% за год, в то время как объем рублевых кредитов, предоставленных банками нефинансовым предприятиям и организациям, в целом, по данным ЦБ, вырос на 28,3%. Более того, есть основания полагать, что в 2006 году сектор кредитования малого бизнеса (КМБ) окажется рекордсменом по темпам прироста и отнимет у потребительского кредитования статус хита года (см. график 1). По нашим прогнозам, темпы роста этого сектора в следующем году возрастут до 70─80%.

Новый хит

Что заставляет банки активизировать свою деятельность в сфеpе КМБ? Во-первых, высокий уровень конкуренции в сегментах обслуживания крупных корпоративных клиентов и потребительского кредитования, ведущий к снижению маржи при растущих рисках. Именно кредитование малого бизнеса дает сейчас наибольший спрэд, причем сравнительная привлекательность этого направления будет только возрастать. Стоимость заимствований для средних и крупных предприятий в среднем составляет порядка 11─12%, а для малых -- 16─17%. При этом риски в этих секторах отличаются гораздо в меньшей степени (невозврат по кредитам малому бизнесу, по оценкам участников рынка, составляет чуть более 1─2%, а по средним и крупным -- около 0,5%). Малые предприятия берут кредиты по таким высоким ставкам и потому, что пpосто вынуждены делать это (альтернатив финансирования у них немного), и потому, что рентабельность их деятельности выше, а значит, они могут "отбить" более высокие ставки.

Во-вторых, банкирами движет естественное стремление диверсифицировать свой кредитный портфель. Большое количество небольших заемщиков позволяет сделать это. И наконец, в-третьих, они хотят застолбить место на потенциально очень выгодном рынке. "Перспективность сегмента малого бизнеса заключается в получении большого количества новых клиентов, -- говорит член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса 'Внешторгбанка Розничные услуги' Сергей Сучков. -- Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь тот набор розничных услуг, который банки продают населению, а с другой -- весь комплекс услуг, в которых испытывает потребность обычное предприятие".

На рынке кредитования малого бизнеса в равной мере представлены московские и региональные банки. Наибольший объем кредитов приходится на крупные столичные банки -- Сбербанк, Внешторгбанк-24 и "Уралсиб". Остальные "москвичи" в основной своей массе уступают региональным банкам, прочно обосновавшимся в первой десятке. При этом крупные московские банки могут предлагать более гибкие условия по объемам кредитов, а мелкие -- охватить большую часть конкретн

Методика исследования

Для составления рэнкинга банков был использован показатель "объем кредитов, выданных предприятиям малого бизнеса с объемом годовой выручки не более 5 млн доллаpов". Этот критерий наиболее широко распространен среди крупных игроков рынка. Однако некотоpые банки не смогли попасть в рэнкинг по причине использования других критериев отнесения предприятий к сфере малого бизнеса или отсутствия таковых. Среди них ФК "Уралсиб", который в своей отчетности не выделяет предприятия с годовой выручкой до 5 млн доллаpов. В этом банке выделяют сегмент так называемых розничных корпоративных клиентов, к которому относятся все кредиты, выданные на сумму до 500 тыс. доллаpов в регионах и до 1 млн доллаpов в Москве. КМБ-банк специализируется на кредитовании малого и среднего бизнеса, в 2005 году он выдал кредитов размером до 1,5 млн доллаpов на 5,1 млрд рублей. Россельхозбанк ведет учет не по критериям объема выручки, а по числу занятых на предприятии; объем кредитов, выданных малым предприятиям этим банком в 2005 году, составил 5,1 млрд рублей. Росбанк выделяет малые предприятия по годовому обороту до 6 млн доллаpов; объем кредитов, выданных этим предприятиям, составил в 2005 году 3,2 млрд рублей; по аналогичным причинам не попали в рэнкинг Юниаструм-банк, Локо-банк и ряд других.

Разные подходы к определению малого бизнеса препятствуют оценке объемов рынка кредитования малого бизнеса, затрудняют сравнение банков между собой. Очевидно, что с развитием рынка появится необходимость четкого определения микро-, малого и среднего бизнеса. Данное исследование -- первая попытка в России составить список лидеров рынка и проанализировать сегмент кредитования малого бизнеса в региональном и отраслевом разрезе с точки зрения сроков, условий и прочих параметров. Мы надеемся, что полученные нами результаты будут полезны и дадут импульс к совместным действиям банков, профессиональных ассоциаций и аналитиков по выработке единых критериев сегментации малого и среднего бизнеса. Мы планируем продолжить анализ этого рынка и усовершенствовать процедуру сбора информации, чтобы совместными усилиями с банковским сообществом получить качественную аналитику по быстрорастущему и перспективному сектору банковских услуг малым предприятиям.