Русский венчурный моторчик

Наука и технологии
«Эксперт» №15 (509) 17 апреля 2006
Наш изобретатель с помощью денег нашего же венчурного инвестора и международного менеджмента пересаживает на новый вид транспорта третий мир
Русский венчурный моторчик

-- Был такой знаменитый частный патентовед Ян Львович Колчинский, -- вспоминает изобретатель нового электродвигателя и основатель компании "Ультрамоторы" Василий Шкондин. -- В конце 1980-х годов надо мной все смеялись, кроме него. Он первый сказал, что мое изобретение революционно, и у него я получил первые уроки бизнеса. Он, во-первых, придумал название "Мотор-колесо Шкондина", а во-вторых, сказал мне: "Делай как Бубка". Бубка не прыгал сразу на суперрекорд, а прибавлял по одному сантиметру в год и был чемпионом мира почти десять лет.

Сейчас компания Шкондина на подходе к первому рекорду на рынке электробайков.

Провал сегвея

Легкий электротранспорт в последние годы был несколько скомпрометирован неудачами фирмы Segway. Продукт этой компании, созданной американским изобретателем Дином Каменом в начале 2000-х, рекламировался ее знаменитыми инвесторами Джоном Дорром и Джеффом Безосом как "следующая великая вещь после интернета". Великой вещью был объявлен электросамокат со сложной системой гироскопов. Ездить на нем надо было стоя, а управлять, наклоняя корпус вперед или назад. В маркетинг компания вложила огромные деньги, но со временем оказалось, что транспортного средства завтрашнего дня из Segway не получится. Самокат вышел слишком тяжелым, слишком громоздким, совсем не таким устойчивым, как было обещано, с радиусом автономной езды лишь около десяти километров и, главное, дорогостоящим -- от шести тысяч долларов и выше. Его охотно покупали как дорогую игрушку, но не как личное транспортное средство или транспорт для бизнеса: Segway предлагали складским работникам, полиции, на него навешивали грузовые отсеки, но дальше пилотных проектов не пошло.

Джо Боуман, партнер венчурного фонда "Русские технологии" и по совместительству нынешний директор "Ультрамоторов", считает, что проблема Segway была не в технологии, а в идеологии. "Это типичная предпринимательская ошибка, -- объясняет Боуман. -- Нельзя просить людей переделать свое поведение ради того, чтобы продать продукт. Люди так не катаются. Есть отработанные годами формы: мопед, скутер, автомобиль. Их и следует держаться".

Так получилось, что одновременно с Segway начал развиваться и рынок электробайков -- мопедов с электрическими моторами. Современный электробайк, как правило, использует "мотор в колесе" -- агрегат в виде диска, закрепленный на той же оси, что и колесо. Основные потребители электробайков -- страны Южной и Восточной Азии, где двух- и трехколесные велосипеды и скутеры до сих пор остаются преобладающим видом транспорта. А типовой мотор на электробайке, по сути, традиционный электромотор Грамме образца 1873 года, переделанный в колесный формат. На мотор Грамме и посягнул Шкондин.

Мотор-колесо Шкондина

Автономный электрический двигатель, который компания "Ультрамоторы" разработала и продвигает на рынок, долгое время оставался голубой мечтой инженера. Разработать проводной электротранспорт было несложно, троллейбусы и трамваи существуют уже почти столетие. А вот развитие аккумуляторног