Деньги не пластик

Экономика и финансы
«Эксперт» №15 (509) 17 апреля 2006
Главная проблема эмитентов пластиковых карт -- научить россиян использовать карточки для расчетов за товары и услуги. На решение потребуется несколько лет
Деньги не пластик

Осмотрительный российский потребитель не может оценить по достоинству все преимущества пластиковых карт. По данным Банка России, он все еще предпочитает складывать наличность в карманы, а не на банковский счет и расплачиваться в магазинах -- опять же из кармана, а не по карте.

Впрочем, в целом статистика вполне ободряющая: эмиссия пластиковых карт на 1 января 2006 года составила 55 млн штук, тогда как в 2004 году этот показатель был на 20 млн меньше, а за пять лет, с 2001-го по 2005 год, объем эмиссии увеличился ровно в пять раз. Однако, согласно той же статистике Банка России, доля дебетовых карт составляет 95% от общей эмиссии, и в прошлом году из общего объема операций по картам (2,8 трлн рублей) львиная доля -- 2,6 трлн -- пришлась на снятие наличных через банкоматы. При этом в 2005 году среднестатистический россиянин -- владелец карты использовал ее для получения денег в банкомате 16 раз, а для оплаты товаров и услуг -- 13.

Таким образом, очевидно, что функцию средства безналичного платежа пластиковые карты по-прежнему не выполняют, так как большинство держателей "пластика" в России сегодня -- это так называемые зарплатники, снимающие деньги с дебетовых карт через банкоматы. С тем, что российский рынок "пластика" сегодня прирастает именно зарплатными схемами, соглашаются практически все банкиры. И это их сильно беспокоит, поскольку рынок зарплатных проектов явно приближается к насыщению. В поисках выхода из сложившейся ситуации банки пытаются разнообразить карточные продукты. Например, сейчас дебетовая карта может выполнять и функцию кредитной. Однако такие совмещенные карты облегчают привлечение новых клиентов на те же зарплатные схемы, но не решают проблему по сути. "Количество совмещенных карт постепенно растет, в первую очередь благодаря все тем же зарплатным проектам", -- говорит заместитель начальника управления розничного маркетинга Русского банка развития Дмитрий Орлов.

Столицы и периферия

Согласно информации Банка России, в среднем по стране за одну транзакцию российский владелец пластиковой карточки получает в банкомате четыре тысячи рублей (в Москве -- около 5,6 тыс. рублей). При оплате картой покупок в среднем по России за одну транзакцию списывается около 1,3 тыс. рублей (в Москве -- около 2 тыс. рублей).

В этом нет ничего удивительного, ведь, будучи основными российскими мегаполисами, Москва и Санкт-Петербург взяли на себя основной объем эмиссии пластиковых карт -- в совокупности на их долю приходится 45% эмиссии карт, при этом в Москве и Московской области зарегистрировано более 22 млн банковских карт, в Санкт-Петербурге -- больше 3 млн.

Что же касается региональных рынков "пластика", то они находятся в стадии становления. При этом наиболее широкое распространение карты получили в Тюменской области, немного уступают ей Свердловская и Челябинская. В целом на эти области Уральского округа приходится 5,5 млн выпущенных карт, то есть 10% от общероссийской эмиссии карт. Республики Приволжского федерального округа -- Башкортостан и

Игорь Дуда, вице-президент Собинбанка:

-- На сегодняшний день лидирующее положение в структуре пластиковых карт международных платежных систем, выпущенных Собинбанком, занимает Visa, затем MasterCard и небольшая доля приходится на Diners Club. Банк выпускает как расчетные, так и кредитные карты. Своим клиентам он предлагает полный спектр операций -- традиционное снятие наличных, безналичные расчеты в торгово-сервисной сети, SMS-информирование, голосовой информатор, управление счетом через интернет, внесение наличных на СКС и оплату услуг через банкоматы Собинбанка, различные виды бонусных программ. Большой популярностью пользуется продукт "Кредит до зарплаты", предлагаемый клиентам в рамках обслуживания зарплатных проектов. Следуя тенденциям мирового рынка и требованиям международных платежных систем, в настоящее время Собинбанк переходит на выпуск чиповых карт. Также в перспективе создание сети мини-офисов на базе терминалов банковского самообслуживания (выдача и прием наличных средств, обмен валюты), расширение продуктовой линейки для VIP-клиентов -- выпуск карт класса "премиум".

Александр Рожков, вице-президент ОАО "Фондсервисбанк":

-- Карточный бизнес, как и в предыдущие годы, продолжает устойчиво развиваться. Традиционно в общем объеме эмиссии лидируют дебетовые карты, практически целиком выпущенные в рамках зарплатных проектов банков. Однако следует отметить увеличение в объеме эмиссии удельного веса кредитных карт.

Стремясь изменить привычку российских держателей зарплатных дебетовых карт использовать "пластик" исключительно для обналичивания в банкоматах, кредитные учреждения пытаются существенно расширить спектр предлагаемых услуг: держатель карты может мгновенно осуществить безналичные платежи -- от квартплаты и счетов мобильной связи до погашения кредитов и процентов. Дальнейшая борьба банков за увеличение доли безналичных операций по зарплатному "пластику" может усилиться благодаря внедрению чиповых карт, позволяющих держателям использовать полезные дополнительные возможности. Помимо этого сейчас явно присутствует огромный спрос на бесконтактные технологии проведения быстрых платежей по банковским картам через терминалы в метро и на других видах общественного транспорта, что при массовом внедрении кардинально уменьшит долю обналичивания по картам.