Репутация -- ничто, титан -- все

Русский бизнес
Москва, 24.04.2006
«Эксперт» №16 (510)
Boeing создает в России СП по производству титановых изделий. Американского авиагиганта не смущает, что российский партнер "ВСМПО-Ависма" скоро перейдет в руки государства, -- слишком сильна зависимость бизнеса Boeing от поставок титана из России

Американская авиастроительная компания Boeing и российский производитель титана "ВСМПО-Ависма" заявили о своем решении до конца нынешнего года создать совместное предприятие по механической обработке титановых штамповок. Иначе говоря, ВСМПО, на территории которого и расположилось СП, будет теперь изготавливать не только титан и его сплавы, но и готовые детали и отдельные узлы для летательных аппаратов. Уже то, что обе компании являются крупнейшими в мире производителями в своих отраслях, свидетельствует о значимости этого события. Но еще важнее другое: частный и крайне консервативный в своей инвестиционной политике американский авиагигант Boeing готов делиться с Россией технологиями, невзирая на тот факт, что "ВСМПО-Ависма" стремительно превращается из частной компании в госкорпорацию.

Страсти по титану

Производство титана технологически очень сложный процесс. Поэтому, несмотря на распространенность в земной коре и невысокую стоимость сырья, получаемый металлургами титан стоит более 20 тыс. долларов за тонну, а его производство сосредоточено всего на нескольких предприятиях, где есть сложное оборудование, нужные технологии и опыт. При этом качество металла в зависимости от производителя может заметно варьироваться. Именно качество, а также надежность поставщика, а вовсе не цена металла -- главные и наиболее ценимые достоинства производителей титана, ведь основные потребители этого металла (авиационные корпорации и предприятия ВПК) изготавливают из него высокотехнологичную и дорогостоящую продукцию.

Вертикально интегрированные "Ависма", изготавливающая полуфабрикат для производства титана (титановую губку), и выплавляющая металл ВСМПО в советские времена производили титана больше, чем весь остальной мир. В послереформенные времена связка "ВСМПО-Ависма" превратилась в главного поставщика титана для ключевых потребителей -- американской компании Boeing и его главного конкурента, европейской Airbus, став крупнейшим игроком мирового рынка этого металла. Дела у титанового холдинга в последнее время шли весьма успешно, а владельцы предприятия уже подготовили почву для реализации ряда амбициозных проектов. Например, были заключены долгосрочные договоры, позволявшие нарастить производство и долю на рынке, заявлены планы провести IPO на зарубежных площадках и осуществлен ряд мероприятий, нацеленных на организацию поставок титана для американского военпрома.

Однако высокий полет титанового холдинга оборвался в прошлом году. Причиной тому стал новый виток борьбы за контроль над предприятием. Конфликт возник между основными собственниками -- структурами Виктора Вексельберга, выступившими в роли рейдера, с одной стороны, и менеджерами компании Владиславом Тетюхиным и Вячеславом Брештом -- с другой. К затянувшемуся спору подключилась власть: если поначалу речь шла о налоговых претензиях и уголовных делах против менеджеров "ВСМПО-Ависма", то сейчас -- о прямом управлении компанией госструктурами (в лице "Рособоронэкспорта"), и переговоры на эту тему, похоже, уже

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (510) 24 апреля 2006
    Валюта
    Содержание:
    Подъем-переворот

    Период роста процентных ставок Федеральной резервной системы США закончился. В ближайший год все ожидают падения доллара и интенсивной ревальвации валют развивающихся стран, в том числе России

    Обзор почты
    Культура
    Реклама