Полюс роста на востоке России

Администрация Сахалинской области разработала амбициозную стратегию социально-экономического развития островов, основанную на инвестициях в нефтегазовый, рыбный, лесопромышленный и туристический комплексы. Крупные вложения сделают этот регион одним из российских лидеров по инвестициям и ВРП на душу населения

Совместный проект журнала «Эксперт», ИРП и администрации Сахалинской области

В 2006 году Институт региональной политики (ИРП) провел исследование «Развитие востока России», в котором представил 100 крупнейших инвестиционных проектов Сибири и Дальнего Востока, запланированных к реализации ведущими компаниями до 2015–2020 годов. Исследование показало: совокупный объем инвестиций по этим проектам составит 230 млрд долларов, а абсолютным лидером по потенциальным капиталовложениям в ближайшие 15 лет становится Сахалин, где реализация нефтегазовых проектов «Сахалин-1–5» может обернуться инвестициями в объеме 55 млрд долларов.

Важнейшая, с нашей точки зрения, развилка для стратегического проектирования развития Сахалинской области заключалась в следующем: вырабатывать сугубо нефтегазовую стратегию или пытаться диверсифицировать экономику региона? «Углеводородный» путь вполне логичен, ведь в области сосредоточены колоссальные запасы газа, нефти и угля (см. график 1). Однако свой выбор администрация сделала, сориентировавшись на создание максимальной добавленной стоимости и развитии цепочек связанных по кооперации предприятий в нефтегазовом, лесопромышленном, рыбопромышленном и туристско-рекреационном комплексах.

Кластер — важнейшее понятие в сахалинской стратегии. Именно кластерная логика наилучшим образом срабатывает в России, где действующая система межбюджетных отношений делает региональный уровень власти слабо заинтересованным в реализации сырьевых проектов, по которым распределение налогов может достигать пропорции 90:10 в пользу федерального центра. Это обусловливает заинтересованность региональной власти в кластерных проектах, объединяющих производства в цепочки создания добавления стоимости в рамках конкретного региона.

К другим важным достоинствам стратегии можно отнести следующие.

— Горизонт прогноза — 2020 год. Поскольку важнейшие региональные инвестиционные проекты носят долгосрочный характер, меньший период не позволил бы адекватно определить перспективы региона.

— Разработка стратегии велась с учетом планов крупных компаний на территории Сахалинской области. Благодаря этому удалось избежать одной из типичных проблем региональных программ — несогласованности действий государства и бизнеса.

— Документ амбициозен и в этом смысле адекватен курсу России на возврат лидерства в мировой экономике, а также задаче ускоренного социально-экономического развития востока России и расширения кооперации со странами АТР.

Транспортная инфраструктура: ключевое звено и узкое место

Ключевым условием реализации и стратегии в целом и большинства конкретных промышленных проектов является интенсивное развитие пока еще откровенно слабой (см. график 2) транспортной инфраструктуры. В стратегии рассматриваются два варианта.

Первый — совершенствование действующей схемы транспортного сообщения, предполагающее перешивку железнодорожного полотна с 1067 мм на современные 1520 мм и модернизацию паромной переправы Ванино—Холмск. Инвестиции в последнюю оцениваются в 6 млрд руб

У партнеров

    «Эксперт»
    №25 (519) 3 июля 2006
    Мировые финансы
    Содержание:
    Нас не вычеркивайте

    Новая многовалютная финансовая система будет формироваться при активном российском участии

    Обзор почты
    Наука и технологии
    Реклама