Команда с «ненулевой суммой»

Русский бизнес
«Эксперт» №25 (519) 3 июля 2006
Ставка на лидерство, командную работу и творчество позволили Аркадию Воложу создать крупнейшую поисковую систему в Рунете — «Яндекс». Теперь перед ним стоит выбор: превратить компанию в строгую и скучную, но масштабируемую структуру с регулярным менеджментом или продолжать движение в креативном хаосе
Команда с «ненулевой суммой»

Утро. Кофе. Проверил почту. Пробежал глазами свежую деловую прессу. Включил «аську». Друзья и коллеги засыпали свежими анекдотами. Забежал по привычке на сайт знакомств — сообщение от прелестной незнакомки. Мило поболтали. Наконец обед. Снова душный офис. Начальник устроил разнос за недоделанный отчет: придется лезть в «Яндекс» — надо перекопать еще пропасть информации.

Примерно так сейчас выглядит будний день миллионов «белых воротничков» по всей России. Девять — вместе с обеденным перерывом — часов работы, из которых восемь проходят перед экраном монитора — у компьютера, подключенного к интернету. Какая-то часть из них так устает от Всемирной сети, что принципиально не подключает к интернету свои домашние компьютеры, другая часть так привыкает к нему, что, придя домой и на ходу хватая бутерброд, спешит вернуться в «матрицу». Это их личная «пустыня реального», как сказал бы постмодернист Славой Жижек.

Между тем пустыня эта уже не та, какой она была пять-шесть лет назад, когда свои сайты открывали лишь производители хайтек-оборудования. Интернет-мессенджеры, интернет-фотоальбомы, интернет-дневники (блоги), интернет-газеты, открытый доступ к цифровой музыке и кино. Взрывной рост переживает и интернет-торговля. Совсем недавно один китайский бизнесмен приобрел в интернете на аукционе Ebay истребитель МиГ-21, все удовольствие обошлось ему в 27 тыс. долларов. Так что ни у кого из деятелей хайтек-индустрии уже не вызывает сомнений, что интернет, как и пророчили футуристы, стал новой медийной средой, новой площадкой социальной и бизнес-коммуникации, приносящей сетевым компаниям миллиарды долларов.

При этом интернет как бизнес — тема, освещенная в России весьма скудно. Имена лидеров — «Яндекс», Rambler, Mail.ru, РБК — давно на слуху и считаются неплохими брендами. Однако о том, как устроен этот бизнес, знает очень немногочисленная и обособленная тусовка людей, которые годами варятся в этой среде. Информация в ней распространяется из рук в руки и из уст в уста, обмен знаниями во многом основан на действиях инсайдеров. Редкая российская интернет-компания публикует сегодня свою финансовую отчетность, статистика интернет-торговли заметно различается от источника к источнику, только второй год как сходятся оценки рынка интернет-рекламы, наконец, аналитики если и исследуют рынок, то статистики его не раскрывают. «Эксперт» решил немного приподнять завесу тайны. Чтобы понять, как рождались российские интернет-компании, как устроены они сегодня, каковы принятые ими бизнес-модели, какие перспективы у них есть, мы решили посмотреть на «Яндекс» — пионера рынка, ныне владеющего крупнейшей в России поисковой системой.

Семечки в обмен на компьютеры

Когда в 1988 году был принят знаменитый Закон о кооперации, выпускник Института нефти и газа имени Губкина Аркадий Волож занимался исследованиями в области обработки больших объемов данных. Одновременно работал и учился заочно в аспирантуре. Безмятежное существование молодого аспиранта прервала бурлящая волна первых коопера

Сколько может стоить «Яндекс»

Один из популярных подходов к оценке стоимости компании — по мультипликаторам доходности и прибыли, на основе сравнения исследуемой компании со схожими бизнесами. Простор для сравнения, к сожалению, крайне узок. «Яндекс» можно сравнить разве что с российским холдингом Rambler Media, успешно вышедшим на лондонскую биржу AIM (14,82 млн долларов, или 69% дохода, ему в 2005 году принес интернет), и с китайским поисковиком Baidu, разместившимся на NASDAQ в середине 2005 года. Поскольку текущая прибыль Rambler Media составляет –2,38 млн долларов, сравнить с ним можно по соотношению цены и общего дохода (P/S). Капитализация Rambler Media последний месяц в среднем колебалась вокруг 400 млн долларов, доход за 2005 год — 21,4 млн, таким образом, P/S равен 18,7. Сейчас только контекстная реклама приносит «Яндексу» 1 млн долларов в неделю, это как минимум 52 млн к концу года, и еще 20% медийной рекламы — в сумме порядка 62–65 млн. Так что цена компании с учетом P/S, равного 18,7, составит к концу этого года около 1,2 млрд. Если сравнивать «Яндекс» с Baidu, придется учесть специфику интернет-рынков Китая и России. Текущий P/E (стоимость на прибыль) китайского поисковика — 268, капитализация — 2,69 млрд долларов. P/E для точности оценки следует скорректировать на несколько факторов: соотношение аудиторий интернета двух стран, доля рынка компании и популярность страны среди фондовых инвесторов. Интернет-аудитория Китая — около 130 млн человек, в России (к концу 2006 года) — порядка 30 млн, доля рынка Baidu — около 40%, «Яндекса» — около 60%, наконец, внимание инвесторов к китайскому рынку явно завышено, поэтому следует ввести поправку на перегретость в размере 1,5. Таким образом, корректирующий коэффициент для P/E равен 130/30 * 0,4/0,6 * 1,5 = 4,33, а P/E для «Яндекса» составит 268/4,33 = 61,9. Исходя из средней для компании нормы прибыли в 37% и дохода к концу года в размере 65 млн капитализация «Яндекса» составит 0,37 * 65 * 61,9 = 1,489 млрд.

Как устроен «Яндекс-директ»

«Яндекс» — первая из российских поисковых систем, сделавшая ставку не на баннерную, а на контекстную рекламу. Сейчас вместе с результатами поиска на «Яндексе» в правой части экрана высвечивается список компаний, предлагающих товары и услуги, релевантные словам в поисковом запросе. Делать это позволяет постоянно совершенствующаяся собственная разработка «Яндекс.Директ». Общая модель «Яндекс.Директ» — аукционная система, в которой, чем больше рекламодатель предложит за клик, тем выше будет находиться его объявление. Однако он платит «Яндексу» лишь тогда, когда после показа его рекламы на страничке поиска клиент перешел на его сайт. В минувшем году, будучи практически монополистом на рынке контекстной рекламы, «Яндекс» получил доход в размере 35,6 млн долларов, из них 80% принесла именно контекстная реклама.