Грузчики вместо интернета

Русский бизнес
«Эксперт» №27 (521) 17 июля 2006
Инвестиционный бум на рынке складской недвижимости обходит стороной большинство отечественных производителей. Российские компании вынуждены обзаводиться собственной логистической инфраструктурой
Грузчики вместо интернета

В последнее время инвесторы развили бурную активность на рынке складской недвижимости. Лидерами по объемам строительства складов стали Москва и Петербург, что вполне закономерно — на эти города приходится более трети российского товарооборота. По прогнозам экспертов, в текущем году в Московском регионе будет построено почти в два раза больше складов, чем в 2005-м. Крупнейшие логистические проекты в Подмосковье планируют реализовать австрийская группа C.R.E.D.O. (терминал площадью 110 тыс. кв. м) и фонд Capital Partners (логистический парк площадью 600 тыс. кв. м). В окрестностях Петербурга в разных стадиях реализации находятся проекты общей площадью порядка 800 тыс. кв. м. Для сравнения: раньше в питерских пригородах ежегодно вводилось порядка 120–170 тыс. кв. м складов.

Растет количество новых складских проектов и в крупных региональных центрах. Французский логистический оператор FM Logistic планирует построить складской центр в Ростовской области, Международное логистическое партнерство (его совладельцами являются Виктор Вексельберг и Александр Мамут) и Национальная логистическая компания (входит в консорциум «Росеврогрупп») намерены построить логистические парки в Новосибирске.

Если все заявленные проекты будут реализованы, то уже через два года объем складского рынка увеличится весьма значительно. В то же время на рынке наблюдается другая любопытная тенденция. Несмотря на вал складских проектов, многие российские производители и ритейлеры начинают плести собственные складские сети.

Складов не хватает

Эксперты складского рынка утверждают, что спрос на качественные склады превышает предложение в полтора-два раза. Такой уровень спроса объясняется желанием компаний максимально сократить сроки движения товара по всей цепочке поставок. Безусловно, наиболее предпочтительны склады, отвечающие европейским стандартам, то есть помещения со строгим температурным режимом, пожарно-охранной сигнализацией, ровными полами, высокими потолками (не менее 8 м), системами многоярусного стеллажного хранения, тепловыми завесами на воротах, удобно расположенные вблизи крупных транспортных узлов. Повышенным спросом пользуются крупные мультимодальные терминалы, обеспечивающие использование разного вида транспорта и максимальный грузооборот при минимальных затратах на его осуществление.

Однако предложение таких складов на рынке ограничено. Даже в Подмосковье, не говоря уже о провинции, более половины складских помещений — это старые ангары либо переоборудованные заводские цеха, не отвечающие современным требованиям логистики. В таких помещениях невозможно быстро принимать и обрабатывать товары. В Петербурге из ста более или менее крупных складских комплексов только девятнадцать отвечают современным критериям качества.

Еще одна проблема — острый дефицит больших терминалов, а также складов для хранения и обработки специфических товаров. Например, средняя площадь складских объектов, расположенных в Подмосковье, составляет порядка 1,5 тыс. кв. м, тогда как повышенным спросо