Продажный инвестбанковский бизнес

Повестка дня
«Эксперт» №32 (526) 4 сентября 2006
На прошлой неделе появилась информация о продаже западным инвесторам акций сразу двух крупнейших российских инвестиционных компаний — «Тройки Диалог» и «Атона»
Продажный инвестбанковский бизнес

Представители первой из них категорически отвергли слухи о готовящихся сделках и даже о факте переговоров. Зато информация об «Атоне» подтвердилась. Источник «Эксперта» в компании сообщил, что соответствующие переговоры с Bank Austria Creditanstalt и некоторыми другими действительно ведутся, хотя и далеки от завершения. В «Атоне» подчеркивают, что речь идет о продаже неконтрольного пакета, и не скрывают, что давно ищут стратегического западного инвестора. Одна из предыдущих попыток получить в партнеры инвестбанк — американский Goldman Sachs — провалилась по причине жесткой позиции американцев, готовых платить только за клиентскую базу, наличие площадки в России, но никак не за бренд и технологии работы с клиентами. Австрийский же банк заинтересован в своем продвижении в России на более мягких условиях.

Похоже, привлечение западных инвестбанков в капитал российских — обоюдовыгодный и неизбежный процесс. Рост собственного капитала российских инвесткомпаний сильно отстает от роста спроса на капитал (см. график), для крупных займов им надо привлекать западных партнеров, а следовательно, и делиться прибылью. Относительно небольшой размер собственного капитала не позволяет нашим компаниям предлагать полный инвестбанковский сервис для крупных клиентов (в первую очередь речь идет об услугах поддержки котировок в ходе крупных IPO, вроде недавнего размещения «Роснефти»). Для российских компаний привлечение в партнеры мэтров инвестиционного рынка означает раздел прибыли, но в этом случае для наших игроков есть дополнительный эффект в виде новых возможностей, перехода с локальных уровней на глобальные, а это соответствующие навыки и стандарты ведения бизнеса в ходе крупных миллиардных сделок.