Сесть за парту или уйти на пенсию

Русский бизнес
Москва, 23.10.2006
Для инновационного развития химпрома государство должно создавать особые зоны, добиваться доступа к современным технологиям и менять схему подготовки кадров. Иначе через десять лет от отрасли останется только несколько сырьевых производств. Так считает Эдуард Альбрехт, глава российского отделения германской химической корпорации Degussa

Российская химия стагнирует. Стагнирует на протяжении последних двух-трех лет. Инвестиционные проекты, заложенные в начале 2000-х годов, уже реализованы, новых масштабных денежных вливаний в отрасль пока не наблюдается. Да и львиная доля вложенных средств приходится либо на сырьевые сектора химпрома вроде выпуска минеральных удобрений и крупнотоннажных нефтехимикатов, либо на проекты в области догоняющего импортзамещения (стиральные порошки, полимерные пленки, шины). Честно говоря, в сравнении с мировыми тенденциями такая картина довольно безрадостна. По сырьевым производствам мы отстаем в плане объемов (например, в мире есть установки, которые выпускают больше полиэтилена, чем все российские предприятия вместе взятые), по остальным — в плане наукоемкости. В России практически не выпускаются современные конструкционные материалы и композиты, специальные покрытия, разнообразные продукты тонкой химии. Они завозятся из-за рубежа. Между тем отечественная наука имеет достаточно наработок в этой области, однако еще с советских времен существуют большие проблемы с их воплощением даже в опытное производство, не говоря уже о промышленном.

Российская химия, таким образом, остро нуждается не столько в инвестициях (хотя и в них тоже), сколько в инновационном драйве, точнее — в умении конвертировать инновации в коммерческую эффективность.

Российский капитал, к сожалению, пока не способен решить эту задачу — лучшие бизнесмены-стратеги обходят химию стороной, прочие же стараются просто греть руки на имеющихся химактивах. Остается какая-то надежда на западные компании с их многолетним опытом ведения бизнеса, накопленным научным потенциалом и обширными финансовыми ресурсами. Такие гранды, как Du Pont или BASF, что называется, собаку съели на целевой разработке новых продуктов, освоении их опытного, а затем и промышленного производства и продвижении на рынок. Так, может, привлечь именно их к решению проблем российского химпрома, тем более что такого рода сотрудничество было бы выгодно всем?

До сих пор лидеры мировой химической индустрии, по большому счету, не жаловали Россию как объект для своих инвестиций. Мы сильно удивились, узнав, что компания Degussa, одна из крупнейших в Германии, анонсировала крупные проекты в нашей стране. Degussa специализируется на выпуске плексигласа, полимеров для автомобилестроения, специальных покрытий и клеев, химикатов для шинной промышленности и т. д. Ее продукция пользуется спросом на растущем российском рынке, серьезных отечественных конкурентов практически нет. Однако недавно Эдуард Альбрехт, глава российской «дочки» Degussa ООО «Дегусса Химия», посетовал на то, что инвестировать в российский химпром не очень-то выгодно и что государство должно проводить активную промышленную политику в этой отрасли, фактически — осуществлять жесткий контроль и управление ею. После неумелого советского руководства химией и пятнадцати лет последовательного разгосударствления российского химпрома слышать такие слова равносильно холодному душу. Чт

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (533) 23 октября 2006
    Рынок первичных размещений
    Содержание:
    IPO выходят из моды

    Конъюнктура рынка первичных размещений российских компаний серьезно ухудшилась. Инвесторы, банкиры и биржи стали более трезво оценивать перспективы потенциальных эмитентов. Однако кризис переосмысления IPO самими компаниями, похоже, еще впереди

    Обзор почты
    Реклама