IPO выходят из моды

Конъюнктура рынка первичных размещений российских компаний серьезно ухудшилась. Инвесторы, банкиры и биржи стали более трезво оценивать перспективы потенциальных эмитентов. Однако кризис переосмысления IPO самими компаниями, похоже, еще впереди

Еще три месяца назад сообщения о первичных публичных размещениях (IPO) российских компаний сыпались как из рога изобилия. Объем выручки от IPO за девять месяцев нынешнего года превысил 13 млрд долларов против 5,2 млрд за весь прошлый год. Конечно, свою роль сыграло «народное» IPO «Роснефти», в раскрутку которого государство вложило немалый административный и госпиарресурс. Но и частные компании были настроены весьма оптимистично. В очереди на IPO инвестбанкиры еще недавно насчитывали восемь десятков отечественных компаний, собирающихся разместиться в ближайшие полтора года. Прогнозировался объем выручки в размере восемнадцати с лишним миллиардов долларов.

Однако события последних недель — первые осечки российских размещений («Копейка» и «Уралкалий») на фоне слабой динамики котировок многих уже разместившихся компаний (мы насчитали десять эмитентов, торгующихся сегодня ниже цены размещения, см. таблицу 1), — вероятнее всего, приведут к корректировке этих наполеоновских планов. «Дорого продать свои акции на IPO у российских компаний больше не получится. Им придется умерить свои аппетиты», — эти слова все чаще можно услышать от аналитиков инвестиционных компаний. Перелом конъюнктуры российских IPO почувствовали и в Лондоне, где местная фондовая биржа намерена ужесточить правила листинга иностранных компаний (см. Сити озабочен).

Холодный душ

Охлаждение инвесторов к российским «первичкам» аналитики объясняют тем, что на мировом рынке закончилось время легких денег. Периоды до майского обвала российского фондового рынка и после — это принципиально разные «эпохи». «Все, что начало происходить со второго квартала этого года, связано с очень серьезным изменением глобальных рынков. Эйфория избытка ликвидности, которая наблюдалась в течение полутора лет, когда очень большое количество денег гонялось за доходностью каких угодно инструментов, лишь бы выше четырех-пяти процентов, иссякла. Повышение процентных ставок ФРС США вызвало отток серьезных фондов из активов развивающихся стран — из менее ликвидных и более рисковых активов в более предсказуемые и менее рисковые. Россия, чьи активы относятся к первой из названных категорий, здесь не исключение. Требования к деньгам, которые остались на этих рынках, стали другими. Рынок покупателя сменился на рынок продавца», — говорит Александр Андреев, управляющий директор департамента МДМ-банка.

Аномальный при таком раскладе успех размещения IPO «Роснефти», состоявшегося в середине июля, уже после перелома глобальной тенденции, эксперты объясняют исключительно политическими причинами. По мнению главного стратегического аналитика Альфа-банка Кристофера Уифера, основными подписчиками данного выпуска стали либо стратегические инвесторы, либо отечественные инвесторы, преследующие политические цели. Эксперт одной из инвестиционных компаний дал понять, что и сейчас, спустя три месяца после размещения, цены на акции «Роснефти» поддерживают андеррайтеры.

Но не все эмитенты могут похвастать такой мощной поддержкой. Скажем, бирж

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (533) 23 октября 2006
    Рынок первичных размещений
    Содержание:
    IPO выходят из моды

    Конъюнктура рынка первичных размещений российских компаний серьезно ухудшилась. Инвесторы, банкиры и биржи стали более трезво оценивать перспективы потенциальных эмитентов. Однако кризис переосмысления IPO самими компаниями, похоже, еще впереди

    Обзор почты
    Реклама