Остаться в деле

Тема недели
Москва, 23.10.2006
«Эксперт» №39 (533)

Бум первичных размещений акций российских компаний на излете. Треть эмитентов имеют никудышную биржевую историю (не только отстают от роста рынка, но торгуются сегодня ниже цены размещения), появляются первые случаи отказа от уже подготовленных IPO. Эйфория инвесторов, расхватывавших по заоблачным ценам акции наших компаний, не особо вникая в их финансовые отчеты и бизнес-планы, похоже, позади. И это к лучшему.

Начиная с середины прошлого года на фондовом рынке началась вакханалия «спекулятивных» IPO. Капитал все чаще и чаще не оставался работать в компании, а переходил в распоряжение ее акционеров. Складывалось впечатление, что мажоритарные акционеры не видели смысла и перспектив дальнейшего развития своих компаний. Кто-то на всякий случай, в преддверии электорального цикла, фиксировал стоимость компании и уходил в кэш. Кто-то и вовсе, зная, что не сможет продолжать контролировать свой бизнес, выжимал из него по максимуму. Кто-то просто продал часть пакета, увидев более заманчивые перспективы в других отраслях.

Понятно, что для портфельных инвесторов вложения в акции таких компаний стали головной болью. Слишком уж по высокой цене захотели владельцы выйти из бизнеса. Слишком мало внимания уделяли они поддержке рынка своих акций впоследствии. О том, что надо проводить какую-то политику в отношении обращающихся на фондовом рынке акций, регулярно работать с инвесторами (причем по-разному с частниками и с институциональными инвесторами), всерьез сегодня думают у нас единицы. Да и эпоха дешевых денег на международном рынке капитала, явно не способствующая критическому настрою инвесторов, уже позади: с начала прошлого года ставка LIBOR выросла более чем вдвое — с 2,5 до 5,4%.

Продажа своих акций на бирже не только не единственный, но и не главный, более того, крайне затратный и хлопотный, и, если рассуждать трезво, весьма экзотический способ мобилизации капитала.

Сухие цифры подтверждают это даже для зараженного модой на IPO российского рынка. По итогам девяти месяцев текущего года отечественные компании привлекли из внешних источников свыше 80 млрд долларов. Из них две трети пришлось на «старые добрые» кредиты (обычные и синдицированные, российских и зарубежных банков). А уж оставшуюся треть примерно поровну поделили выпуски облигаций и IPO. Так что если раскрутившийся за последние полтора года маховик первичных размещений сбавит обороты, никакой катастрофы для финансового обеспечения бизнеса компаний не произойдет.

Более того, компании, ориентированные на долгосрочное развитие, а не мгновенную фиксацию своей рыночной стоимости и выход акционеров из дела, уже сейчас все чаще предпочитают IPO сделки со стратегическими инвесторами — как с отечественными отраслевыми лидерами, так и с иностранцами.

Стратегический инвестор всегда выгоднее портфельного. Он приносит не только деньги, но и опыт, технологии, ноу-хау, открывает путь рыночной и корпоративной синергии, гораздо более терпимо относится к трудностям на пути реализации общего замысла развития компани

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (533) 23 октября 2006
    Рынок первичных размещений
    Содержание:
    IPO выходят из моды

    Конъюнктура рынка первичных размещений российских компаний серьезно ухудшилась. Инвесторы, банкиры и биржи стали более трезво оценивать перспективы потенциальных эмитентов. Однако кризис переосмысления IPO самими компаниями, похоже, еще впереди

    Обзор почты
    Реклама