Боги как люди

Книги
Москва, 04.12.2006
«Эксперт» №45 (539)
В «Детях Ананси» Нил Гейман снова совершает вылазку в то место, куда уходит детство

Иногда, знаете ли, возникает желание кого-то убить. Как там у Геймана: «По природе своей Толстый Чарли чурался насилия, но можно же помечтать»?

В случае «Детей Ананси» ни переводчицу, ни редактора убивать совершенно не хочется. Хочется мягко порекомендовать им прислушаться к совету старика Оккама и не умножать сущностей сверх необходимого (ведь изобретенные ими «вертолеты “Сикореки”» и «мультфильм “Принцесса Минамоке”» едва ли кто-то сочтет необходимым), ну и вообще — как-то, что ли, немножко уважать и оригинал, и родной язык со всеми его орфографиями и синтаксисами. Порекомендовать, поставить пистолет обратно на предохранитель и откланяться.

Но вот анонимный сотрудник издательства АСТ, в аннотации на обложке пришпиливший автора осиновым слоганом «Он — один из великих эстетов Тьмы»… в общем, это ему, наверное, повезло, что он анонимный. Умудриться записать в какие-то второсортные упыри Лестаты лучшего из ныне живущих сказочников, человека с практически идеальным слухом на музыку неторопливо мелющих Господних мельниц и более чем отчетливой нравственной позицией, — это надо уметь.

Проживающий в США англичанин Гейман у нас сделался известен после выхода русского перевода «Американских богов»; все остальное — и ранние «Задверье» и «Звездная пыль», и написанная после «Богов» прелестная готическая сказка «Коралина», и эталонный сборник рассказов «Дым и зеркала» — отечественная публика получила позже и в произвольном порядке. Впрочем, настоящую мировую славу Гейману тоже принесли «Боги»: история про молодого здоровяка по имени Тень, после отсидки нанимающегося в помощники к пожилому цинику по имени мистер Среда, которая оборачивается историей про обман, подвиг и чудом предотвращенную битву богов — тех древних, что понаехали на американский материк на закорках у веривших в них людей, с теми новыми, что выросли на дрожжах религий посттехнологического века — телевидения и интернета, автомобилей и кино. Оптимистическая трагедия об эмиграции и о божественном позволила сорокалетнему тогда Гейману (в этом ноябре ему исполнилось 46) вырваться на оперативный простор большой литературы из фантастического жанрового гетто — на Западе, в отличие от России, не обнесенного колючкой, но все-таки существующего. После «Богов» все, что делал Гейман раньше — комиксы, сценарии для телевидения, написанные в соавторстве с Терри Пратчеттом «Добрые предзнаменования», премилый юмористический роман про Ад, Рай и апокалипсис, — стало казаться логичной лесенкой, где каждая ступенька идеально пригнана к предыдущей.

Следующей ступеньки, «Детей Ананси», ожидали, соответственно, с изрядным нетерпением. Заочно настораживало, что про них говорят как про продолжение «Богов», пусть косвенное; модная болезнь сиквеломания, знаете ли, болезнь дурная. Заочно обнадеживало, что Гейман, сорвавший банк (в смысле не только количества — денег, премий, запущенных в Голливуде экранизаций, но и литературного качества), непременно должен играть на повышение.

Неправдой оказалось и то, и другое.

«Дети Ана

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (539) 4 декабря 2006
    Убийство Литвиненко
    Содержание:
    Господин Полоний

    Убийство Александра Литвиненко — крупномасштабная и крайне опасная провокация, цель которой — радикальное усиление напряжения между Россией и Западом и внутрироссийская дестабилизация

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама