Вылезай из блиндажа, включай пылесос

Русский бизнес
Москва, 11.12.2006
Жить в одиночку ведущему российскому производителю радиоэлектроники помогают фанатизм менеджеров и хорошая репутация у клиентов. Но это не надолго. Полностью реализовать свой потенциал можно только вместе со всей отраслью, а ей требуется внятная помощь государства

В 1999 году Алексей Бочаров изобрел велосипед. После банкротства Александровского радиозавода, где Бочаров был техническим директором, он создал компанию «Арсенал». «Мы реализовали то, что, как мы узнали позже, называется контрактным производством электроники, — смеется он сейчас, — весь мир уже шел по этому пути. Торговые марки сплошь и рядом отдают на аутсорсинг производство своей продукции, а сами концентрируются на брендинге и маркетинге». Сейчас «Арсенал» — один из лидеров контрактного производства электроники в России. Кстати, весь рынок составляет около 150 млн долларов, так что слухи о смерти российской радиоэлектронной отрасли на поверку оказались несколько преувеличены.

От велосипеда детище Бочарова довольно быстро эволюционировало, можно сказать, до «Харли Дэвидсона». Первый заказ компания получила от Shivaki на изготовление телевизоров на кинескопах. Сейчас стены директорского кабинета увешаны фотографиями с одним и тем же сюжетом: «Руководство фирмы такой-то на заводе “Арсенал”». В заказчиках числятся Philips, Bosch, Samsung, Hyundai, российские «Сокол», Formoza, Polar... Поскольку не все хотят признаваться в том, что сотрудничают с российским производителем, нас попросили не фотографировать кое-что на сборочной линии и не афишировать некоторые имена. «Арсенал» учился новому с каждым следующим заказом: кому-то требовалось наладить производство программного обеспечения для бытовой электронной техники, кто-то из заказчиков принес новые технологии выпуска продукта. И теперь компания на все руки мастер: для одного клиента корпуса из пластмассы льет, другому разрабатывает продукт с нуля «под ключ», от документации и опытных образцов до конвейерной сборки. Производит кинескопные телевизоры, телевизоры и мониторы на жидких кристаллах, DVD-плееры и DVD-рекордеры, ноутбуки. Последнее время все больше внимания уделяет инновационным продуктам. Одна из новинок — компьютер, LCD-панель и домашний кинотеатр «в одном флаконе», DMC (Digital Media Center).

Тем не менее в 2004–2005 годах компания оказалась на грани выживания. «Арсенал» пережил практически полную смену клиентской базы после того, как большинство российских компаний ушли в свободную экономическую зону в Калининграде. На активно строящиеся во Владимирской области заводы иностранных компаний потекли ценные кадры специалистов-электронщиков. К этому прибавилось жесткое ценовое давление азиатской продукции. В 2004 году в Китае обанкротилась чуть ли не половина заводов, выпускавших DVD-плееры, и в Россию хлынул дополнительный поток «серого» импорта от подпольных производителей. «Сейчас я не очень понимаю, какие испытания мы еще не прошли», — говорит Бочаров. Спасла компанию, по его словам, «большая воля к выживанию». Когда же ситуация более или менее стабилизировалась, стало ясно, что настоящего расцвета на одной воле не достичь. Для полного счастья «Арсеналу», как и его коллегам по отрасли, не хватает системной государственной поддержки.

— Что конкретно помогло вам устоять в 2004 году?

— Во-п

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (540) 11 декабря 2006
    Китай
    Содержание:
    Внутреннее развитие через глобальную экспансию

    Переориентация на внутренние источники роста, развитие здравоохранения и образования, повышение энергоэффективности экономики, большее внимание к вопросам экологии и превращение китайских компаний в глобальных лидеров — за счет этого Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века

    Обзор почты
    Реклама