Неофициальный бухучет

Спецвыпуск
Москва, 11.12.2006
«Эксперт» №46 (540)
Уже в начале будущего года в Госдуме начнется новый виток дискуссий по поводу финансовой отчетности. В результате мы увидим, идет в стране реформа бухучета или нет

Прошел ровно год с момента наибольшего за последнее время всплеска законотворческой активности в деле реформы отечественного бухучета: в декабре 2005-го увидели свет сразу два конкурирующих законопроекта, претендующих на регулирование данной отрасли. Однако за столь бурным стартом последовало глухое законодательное затишье. Разработанный Минфином закон «Об официальном бухучете» был внесен в правительство лишь в конце ноября этого года (стало известно, когда этот материал уже был подготовлен), а подготовленный депутатами закон «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности» за год так и не удостоился первого чтения. Но, как выясняется, это затишье обманчиво: за ним стоит упорная и лишь на первый взгляд невидимая борьба экспертных группировок за место под солнцем.

Как это было

Напомним, что 26 декабря прошлого года Минфин разместил на своем сайте проект Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете», который, с точки зрения министерства, является этапом реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (данная Концепция была одобрена правительством России и утверждена Минфином 1 июля 2004 года). Помимо введения единых требований к бухучету и принципов его правового регулирования документ устанавливал разграничение функций между органами государственного и негосударственного регулирования. А буквально за пару дней до этого в Госдуму был внесен законопроект «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности», концепция которого состояла в определении на уровне закона системы регулирования данной сферы деятельности.

Таким образом, два законопроекта вступили в заочную конкуренцию. Заочную, потому что они имели разный статус (не изменившийся и по сей день). Дело в том, что минфиновскому документу еще предстояло и предстоит утверждение в правительстве, чего не требовалось проекту, один из разработчиков и главный лоббист которого — депутат Госдумы Андрей Буренин, член думского комитета по бюджету и налогам и председатель правления Фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (Фонд НСФО).

Для полноты картины к этим двум документам следует добавить и «висящий» уже два года в Думе на уровне второго чтения законопроект «О консолидированной финансовой отчетности», рассматриваемый Минфином в единой упряжке с законом об официальном бухучете.

И Минфин, и Фонд НСФО в конце прошлого — начале этого года принялись ревностно защищать «свои» законы и отстаивать свою точку зрения в прессе и на разного рода экспертных мероприятиях. Похоже, экспертное сообщество тоже разделилось поровну. Авторы законопроектов могут подтвердить это документально.

Тем не менее весной полемика несколько поутихла. По словам г-на Буренина, стороны заключили перемирие, с тем чтобы дать возможность Минфину доработать свой законопроект и довести его до внесения в правительство и Госдуму. (Уступчивость депутата объяснялась тем, что на замечания в адрес Минфина у того находился униве

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (540) 11 декабря 2006
    Китай
    Содержание:
    Внутреннее развитие через глобальную экспансию

    Переориентация на внутренние источники роста, развитие здравоохранения и образования, повышение энергоэффективности экономики, большее внимание к вопросам экологии и превращение китайских компаний в глобальных лидеров — за счет этого Китай планирует стать ведущей экономикой мира ко второй половине XXI века

    Обзор почты
    Реклама