Из подполья

Тема недели
«Эксперт» №4 (545) 29 января 2007
Попытка легализовать и упорядочить миграционные потоки вполне разумна, но при негодном исполнении чревата новыми дисбалансами на рынке труда и разрушением рыночной торговли
Из подполья

15 января 2007 года вступили в силу три документа, радикально изменившие ситуацию с положением иностранных граждан в России. Однако сразу стоит оговориться: желающие оценивать эти изменения скопом по простой шкале «понаедут — не понаедут» могут оказаться в очень затруднительном положении. Если сосредоточиться исключительно на общей логике изменения законодательства, то она будет выглядеть как заметный шаг к либерализации, а если сосредоточиться на квотах для иностранных работников в розничной торговле, то выглядеть все это будет как реализация лозунга про чемодан, вокзал и какой-нибудь южный город.

Конец регистрации

Впрочем, начнем по порядку. А именно с принципиальных изменений в системе учета и правового положения иностранных граждан, принятых Госдумой еще в июне 2006 года.

Первое, что должен сделать иностранный гражданин, попав на территорию России, — получить миграционную карту, которая выдается бесплатно при пересечении границы. Положения о миграционной карте закон, по сути дела, никак не затронул. Зато на следующем этапе — на этапе регистрации — произошли радикальные изменения. Фактически новый закон упраздняет сам институт регистрации, а вместо него вводит уведомительный порядок учета иностранных граждан, причем не оставляя властям права на отказ. На практике это выглядит так: любой иностранец, прибывший в Россию, в течение трех дней «со дня прибытия в место пребывания» уведомляет миграционную службу о месте своего проживания. Точнее, уведомляет не он, а принимающая сторона (любое юридическое или физическое лицо, предоставившее иностранцу жилье или работу). Одна из самых радикальных новаций закона — возможность не тащиться в отделение миграционной службы, а отправить почтовое уведомление на специальном бланке и больше ни о чем не волноваться. Собственно, отрывной талон этого бланка, проштампованный на почте, и является теперь документом, подтверждающим легальность пребывания иностранца на территории России. Отказать в постановке на учет у властей нет ни права, ни даже возможности. Дошло уведомление или нет, понравилось миграционной службе, как оно заполнено или нет, — это никак не повлияет на легальный статус иностранца.

Не очень вразумительная фраза «со дня прибытия в место пребывания» тоже имеет свой очень важный смысл. Раньше началом отсчета трех дней был момент пересечения границы России, а потому иностранец, прилетевший в Москву и тут же севший в поезд, например, до Владивостока, уже на середине пути оказывался злостным нелегалом. Если же не брать столь радикальные случаи, то все равно очень часто получалось, что после пересадок с самолета на самолет (а также опозданий рейсов и прочих накладок) у иностранца просто не оставалось времени легально зарегистрироваться). Теперь же точкой отсчета является именно «место прибытия», что устраняет все эти несуразности. Впрочем, параллельно порождает новые. Не совсем понятно, какой документ должен свидетельствовать «о дне прибытия в место пребывания» — транспортный билет? Но если человек едет на