С третьего раза, может, и получится

Международный бизнес
«Эксперт» №21 (562) 4 июня 2007
Третья попытка итальянской Prada выйти на биржу свидетельствует о преодолении финансового кризиса, в котором компания пребывала не один год, и о начале нового этапа глобальной экспансии
С третьего раза, может, и получится

Генеральный директор итальянской Prada SpA Патрицио Бертелли заявил о намерении вывести компанию на биржу. Подобные заявления г-н Бертелли делает с завидной регулярностью. За последние полгода он так накалил атмосферу вокруг компании, что заставил аналитиков и прессу поверить: долгожданное событие наконец состоится, причем довольно скоро — в 2008 году.

Но Prada снова пошла на попятную. В интервью «Эксперту» директор Prada по коммуникациям Томасо Галли опроверг информацию о том, что руководство компании приняло окончательное решение о выходе на IPO. «Г-н Бертелли действительно неоднократно упоминал о том, что первичное размещение акций, возможно, будет произведено в ближайшие годы, но точные сроки и конкретные детали пока не определены. В течение шести-семи месяцев мы будем внимательно изучать наши возможности и ситуацию на рынке. Может быть, мы и выйдем на IPO в 2008 году, а может — и нет», — подчеркнул г-н Галли. Предварительная подготовка уже ведется: в апреле Prada начала поиски главы отдела по связям с инвесторами, чтобы усилить департамент финансов.

Невезучая Prada

Вплоть до 2005 года дела у Prada SpA, одной из самых известных компаний, выпускающей люксовую одежду, обувь, сумки и аксессуары под брендами Prada, Miu Miu, Car Shoe и Azzedine Alaia, шли неважно. Владельцы — правнучка основателя дома моды Prada Миучча Прада, ее муж Патрицио Бертелли и другие члены их семьи — на протяжении десятка лет не могли вывести компанию из кризиса, куда, к слову, сами же ее и загнали.

Череда неудач началась с того, что в начале 90-х годов, последовав всеобщей тенденции — собрать под одной крышей как можно больше фэшн-брендов, компания купила убыточного римского производителя меховых изделий Fendi. Улучшить финансовые показатели Fendi не получилось, и несколько лет назад Prada продала свою долю французскому холдингу LVMH.

Другие громкие приобретения группы Prada 90-х годов — убыточные бренды Helmut Lang и Jil Sander — были проданы в 2006 году японской фэшн-компании Link Theory и частному инвестфонду Change Capital Partners соответственно.

Попытки Prada Group выйти на биржу были призваны укрепить положение группы на фэшн-рынке. Первый выход был намечен еще на 18 сентября 2001 года, но тогда компания была вынуждена отказаться от задуманного в последний момент — 11 сентября в Нью-Йорке произошел крупнейший теракт в истории США, и финансовые рынки чувствовали себя не лучшим образом. В 2002 году ситуация лучше не стала: состоятельные потребители по всему миру, ощущая экономическую и политическую нестабильность, покупали меньше люксовых товаров, и прибыль компании падала.

В следующий раз IPO планировалось в 2004 году, но Prada снова не повезло. Жиль Сандер, основательница одноименного бренда Jil Sander, покинула компанию, тем самым изрядно подпортив репутацию группы как мультибрендовой.

Не самый удачный момент

Откладывание IPO не пошло компании на пользу. Если в 2001 году Prada SpA оценивалась более чем в 7 млрд евро, то в 2002 году стоимость компании упала вдвое