Конвергенция в действии

Экономика и финансы
«Эксперт» №34 (575) 17 сентября 2007
Конвергенция в действии

Финский производитель мобильных телефонов Nokia займется интернет-бизнесом. По словам генерального директора Nokia Олли-Пекки Калласвуо, диверсификация бизнеса объясняется тем, что производить только технику больше невыгодно. Потребителям нужен комплексный подход к цифровым услугам.

В четвертом квартале этого года финны откроют мобильные магазины цифровой музыки, запустят игровые сервисы, социальные сети и другие услуги для пользователей мобильных телефонов под общим названием Ovi (так будет именоваться и сайт с соответствующими сервисами). Известно, что в ближайшие месяцы подобные сервисы планирует запустить и другой производитель мобильников — Sony Ericsson.

В то же время, по прогнозам аналитиков и многочисленным слухам в интернете, онлайновый гигант Google в скором времени начнет выпуск собственных мобильных телефонов G-Phone по цене от ста долларов, ориентированных на работу в сети. Если это действительно произойдет, у Google и у одного из крупнейших производителей компьютерной техники компании Apple, недавно выпустившей оригинальный мобильный телефон iPhone, будут все шансы потеснить Nokia на рынке мобильных гаджетов.

Фактически все три компании, прежде работавшие на разных рынках, станут прямыми конкурентами, а в дальнейшем и конкурентами других производителей в сфере мобильных услуг.

По данным исследовательской компании Forrester Research, подобная конвергенция приводит к тому, что каждый производитель получает возможность откусить кусок от чужой рыночной ниши — будь то производители техники, мобильные операторы или контент-провайдеры, — и в конечном счете такая стратегия может оказаться эффективной.

Однако стремление все большего числа компаний на мобильный рынок вызывает у ряда аналитиков удивление, поскольку, например, продажи музыкальных треков для мобильников составили в прошлом году всего 1 млрд долларов, а большая часть покупателей сконцентрировалась в нескольких азиатских странах. Видимо, компании привлекают рекламные возможности в сфере мобильных медиа. По прогнозам аналитической компании eMarketer, рынок мобильной рекламы вырастет с 400 млн долларов в 2006 году до 3 млрд в 2011-м. Основной доход Google до сих пор приносила именно онлайновая реклама, выход же на мобильный рынок откроет перед компанией новые возможности и в сфере мобильной рекламы.