Вперед, в провинцию!

Русский бизнес
Москва, 24.09.2007
Разрастание кризиса в отечественном аэропортовом хозяйстве можно предотвратить, только сделав ставку на развитие местных воздушных линий и небольших региональных аэропортов

Ситуация в российской аэропортовой индустрии близка к катастрофической. За последние пятнадцать лет количество действующих в нашей стране аэропортов сократилось более чем в три раза, с 1302 до 351. Только в прошлом году было выведено из эксплуатации 32 аэропорта. В нынешнем году негативная тенденция сохранится: из реестра будет исключено еще как минимум десять аэропортов. Выбытие происходит в основном за счет аэропортов регионального и местного значения, расположенных в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Частота полетов на местных воздушных линиях здесь составляет от одного раза в день до одного раза в неделю. Главная причина столь низких объемов перевозок — высокие тарифы, не соответствующие платежеспособности населения. Если в 2001 году цена за один километр пролета на местных воздушных линиях составляла 2 рубля, то сейчас она вплотную приблизилась к 10 рублям. В этих условиях большинство наших северных и дальневосточных аэропортов обречены на медленное умирание. Выжить смогут лишь те из них, кто получит финансовую поддержку со стороны региональных администраций либо преуспевающих местных предприятий. Это прежде всего аэропорты Ханты-Мансийска, Когалыма, Нижнекамска и других нефтяных столиц России. Но субсидии со стороны нефтяников принципиально ситуацию в отрасли не изменят.

В целом по стране состояние инфраструктуры гражданских аэропортов уже не обеспечивает в полной мере даже безопасности полетов. Из общего количества российских аэропортов лишь две трети имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. Причем многие из них построены более двадцати лет назад и требуют срочного капитального ремонта. Нередки случаи, когда аэропорт, допущенный к приему самолетов определенных типов, не в состоянии обеспечить их обслуживание. И речь здесь идет не о каких-то там изысках вроде телетрапов, которыми, кстати, оснащены не более десяти российских аэропортов, а о простейшем аэродромном оборудовании или расходных материалах для обработки воздушных судов. Например, для борьбы с обледенением авиалайнеров наши аэропорты вместо спецтехники зачастую используют самодельные передвижные установки, оснащенные двигателем от МиГ-15. Но горячий поток воздуха, генерируемый этой силовой установкой, не способен полностью растопить весь лед, образовавшийся на лайнере. А отечественная противообледенительная жидкость «Арктика», используемая в подавляющем большинстве провинциальных аэропортов, не соответствует международным требованиям.

С грунтовыми аэродромами вообще творится настоящий кошмар: в большинстве случаев конструкции утратили свои эксплуатационные качества. В период межсезонья они работают от случая к случаю. При этом половина грунтовых аэродромов не оборудована светосигнальной системой. А общий износ основных производственных фондов российских аэропортов в среднем по отрасли достиг уже 80%. И это несмотря на резкий рост инвестиций в аэропортовую инфраструктуру в последние несколько лет. Начиная с 2003 года общий объем средств, вложенных

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (576) 24 сентября 2007
    Экономический рост
    Содержание:
    2007-й это 1998-й сегодня

    Согласно свежим статистическим данным, в августе в России произошел спад промышленного производства. Мы находимся в кризисе. Это означает, что в 2008 году начнется новая мощная волна предпринимательской активности. Независимо от планов Кремля

    Обзор почты
    Русский бизнес
    Реклама