Машиностроительный ребус

Эксперт 400
Москва, 01.10.2007
«Эксперт» №36 (577)
Усилиями государства и частного бизнеса отрасль удалось консолидировать. Но это не устранило ее главных системных рисков — технической отсталости и изношенности производства

Машиностроение стало третьей (после ТЭКа и черной металлургии) отраслью по вкладу в нашем рейтинге 400 крупнейших компаний — в 2006 году на нее пришлось 6,3% совокупной выручки участников топ-листа. Положение в российском машиностроении напоминает известную матрицу бостонской консалтинговой группы: в нем есть и «звезды», и «кошки», и даже «собаки», однако место «дойной коровы» вакантно.

Транспортное машиностроение

Следуя бостонской классификации, российское транспортное машиностроение можно назвать «дикой кошкой». Эта отрасль, безусловно, требует вложений, но при этом имеют в активе колоссальный потенциальный спрос плюс ощутимую поддержку со стороны государства.

Первыми среди машиностроителей плоды удачной мировой конъюнктуры на товары нашего сырьевого экспорта, а также общего подъема народного хозяйства начали пожинать локомотиво- и вагоностроители. Состояние подвижного состава, практически не обновлявшегося все 1990-е годы, ставило под вопрос перспективы роста грузопотока: по данным ОАО «Российские железные дороги» за прошлый год, износ парка тепловозов составил 84,2%, грузовых вагонов — 85,9%, электровозов — 72,5%.

Экспортеры ринулись заказывать собственный подвижной состав, что вызвало бум производства цистерн, а потом и выпуска самых массовых типов грузовых вагонов — благо у созданного на базе МПС ОАО «Российские железные дороги» появились средства для инвестиций. Начав со скромных 41 млрд рублей общих инвестиций в последнем квартале 2003 года, компания планирует в течение 2008–2010 годов потратить на обновление парка подвижного состава 369,1 млрд рублей. Осваивать большую часть этого бюджета будет Трансмашхолдинг, который сформировался в качестве периферийных активов империи Искандера Махмудова, а сейчас имеет основного заказчика собственной продукции — РЖД, выступающие также потенциальным новым владельцем холдинга. Такое перекрещивание интересов — совмещение в одном лице собственника и почти монопольного заказчика — ставит холдинг в неприятное положение: «Трансмаш» вынужден мириться с минимальной рентабельностью своей продукции. А это означает столь же минимальные вложения в НИОКР. Положение, впрочем, может исправиться с вхождением в капитал концерна французской Alstom или канадской Bombardier Transportation с их передовыми технологиями и разработками.

Автомобилестроение

Автомобилестроение является «звездой» сегодняшнего российского машиностроения. Правда, в основном за счет выпуска легковушек, которые лишь с явной натяжкой могут быть отнесены к продукции группы «А», то есть к сектору производства средств производства. Заметный рост благосостояния наряду с созданием благоприятных условий для сборки на территории России иномарок уже который год приводит к взрывному (на десятки процентов) увеличению продаж новых автомобилей в стране. Только за прошлый год было продано 1,8 млн новых машин, что на 23,6% больше абсолютных показателей года предыдущего и на 45% — показателей стоимостных. В минувшем году впервые произошел перевес в количестве прод

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (577) 1 октября 2007
    Правительство
    Содержание:
    Контрольно-ревизионное правительство

    Новое правительство России должно создать ощущение позитивных изменений при максимальном сохранении прежнего курса

    Эксперт 400
    Реклама