Клочки имперских знамен

Россия: пять веков империи / Траектория империи Русско-японская война стала для Российской империи отправной точкой развала. Главная причина катастрофы — запредельные амбиции властей, не подкрепленные ни экономической мощью, ни эффективностью госаппарата

О, Русь! Забудь былую славу —

Орел двуглавый побежден,

И желтым детям на забаву

Даны клочки твоих знамен

В. С. Соловьев

Двадцатый век Российская империя встречала на пике расцвета. Отгремели славные завоевательные походы в Среднюю Азию, освобождена от османского ига Болгария. Развивается промышленность — одно только строительство великой Транссибирской магистрали чего стоит.

В 1897 году Россия продемонстрировала свое влияние на международной арене, вместе с Францией и Германией заставив японцев вернуть Китаю Ляодунский полуостров, захваченный в ходе войны 1894–1895 годов.

В 1900 году при подавлении «восстания боксеров» в Китае отряд русских войск под командованием полковника Николая Линевича сыграл основную роль в освобождении посольского квартала в Пекине, где в заложниках у боксеров оказались несколько сотен дипломатов европейских стран и членов их семей. Это еще больше укрепило военно-политический авторитет Российской империи на международной арене. В том, что Россия прочно заняла место в ряду великих мировых держав, не сомневался никто.

Колосс на глиняных ногах

Но экономическое благополучие государства Российского базировалось на достаточно зыбком фундаменте — огромных займах, привлеченных Россией в конце XIX века, прежде всего это знаменитый царский заем во Франции.

Займы не стали бы проблемой при эффективном использовании денег, но об эффективности как раз говорить не приходилось. Значительная часть средств направлялась на закупку европейских товаров, а внутри страны деньги расходовались на мегапроекты с колоссальными сроками окупаемости, типа того же Транссиба. Огромные деньги съедала оборонка — закупка вооружений за границей, главным образом опять-таки у Франции. Гражданский сектор экономики был весьма слабым, преимущественно сельским.

Возросшая активность России на международной арене привела в конце XIX века к резкому обострению отношений с Англией (из-за российской экспансии в Средней Азии) и Америкой. О том, что Япония мечтала отплатить за унижение 1897 года и вернуть свои завоевания в Маньчжурии и Китае, можно не упоминать.

Во внутренней политике тоже не все было благополучно — за видимым спокойствием скрывались достаточно сильные сепаратистские настроения на Кавказе, в Прибалтике, Средней Азии, Польше и Финляндии.

Но, пожалуй, главную угрозу стабильности государства представлял рост социальной напряженности, обусловленный исключительно низким уровнем жизни большинства граждан. И важную роль в обострении этой проблемы сыграл все тот же «дальневосточный вопрос». Министр финансов Сергей Витте, главный идеолог строительства Транссибирской магистрали, прекрасно осознавал, что сама по себе железная дорога ничего не дает: для укрепления позиций России на Дальнем Востоке необходимо заселение региона. Поэтому им была подготовлена программа переселения малоземельных крестьян из западных регионов России в Приамурье, которая начала работать на самом рубеже XIX и XX веков. В частности, для переселенцев был введен льготный тариф на железную дорогу.