Уложат всех

Русский бизнес
«Эксперт» №8 (597) 25 февраля 2008
Компания «Аскона» построила крупнейшее в мире предприятие по производству матрасов, собираясь стать абсолютным лидером растущего российского рынка, а также заметным игроком рынка европейского
Уложат всех

«Проходите, ложитесь, пожалуйста» — примерно так встречают посетителя в фирменных магазинах «Асконы». Компания выпускает матрасы. Кто-то с удовольствием сбрасывает шубу и заваливается на одну из стоящих в ряд кроватей, кто-то мнется в нерешительности. «Года четыре назад вообще мало кого удавалось уговорить “выбрать матрас спиной”, коль скоро он для спины и покупается», — рассказывает Владимир Седов, генеральный директор «Асконы». Покупатель выбирал матрас, с видом знатока похлопав по нему рукой, самые продвинутые отваживались разве что присесть.

Покупать собственно матрасы в России стали недавно. До 2000 года этого рынка практически не существовало — матрас считался не отдельным товаром, а частью кровати, причем не самой важной, мебельные комбинаты подходили к его изготовлению по принципу «главное — не удорожать спальное место». Сейчас ситуация изменилась. Последние пять лет сегмент матрасов увеличивался, по оценкам «Асконы», на 40% ежегодно, появилась матрасная розница. Лидирующая в этом сегменте «Аскона» росла вдвое быстрее рынка и через несколько лет планирует сделать свое лидерство абсолютным, увеличив долю с нынешних 20 до 40% (ближайшие конкуренты — «Консул», «Торис» и «Орматек» делят на троих еще 40% рынка). Около 10% продукции компания экспортирует в Польшу, Румынию и Голландию. Там рынок хоть и стабильный, но потребительская культура такова, что матрас меняют раз в три года. Когда-нибудь, мечтает Седов, так будет и у нас. Сам он, к неудовольствию жены, в период выхода новой коллекции меняет матрасы чуть ли не ежедневно, лично тестируя пилотные образцы.

Конвейер как двигатель заказа

«Я тут единственный местный бизнесмен остался, — рассказывает Седов на подъезде к заводскому комплексу, — остальные компании москвичам принадлежат». «Аскона» расположена в городе Коврове Владимирской области. Ковровский завод по выпуску матрасов — самый мощный в мире. В компании прогнозируют хороший — процентов на 20–40 — рост рынка вплоть до 2012 года, вот и решили строить сразу с запасом.

Свои планы по завоеванию рынка здесь собираются осуществить, наращивая как объем, так и ассортимент, вовремя убирая модели, к которым пропадает интерес, и постоянно предлагая потребителю что-то новое. Конкуренты, по словам Седова, в свое время потеряли лидерство, не уловив изменения тенденций, когда потребитель заинтересовался функциональностью и дизайном матраса. Сейчас с конвейера в Коврове сходит до пяти тысяч матрасов в день, завод работает в две смены, и в каждом цехе отгорожено свободное место — там, как только возникнет необходимость, встанут новые станки. Еще два завода, принадлежащих «Асконе» с 2005 года, работают в Челябинске и Новосибирске, планируется запуск производства на юге России.

Конвейерное производство матрасов — ноу-хау «Асконы». Вернее, не столько сам конвейер (линия была пущена в 2004-м, а уже через год ковровский холдинг стал лидером рынка), сколько его гибкость, сочетание с позаказным производством. В ассортименте компании сейчас около 400 видов ма

Холдинговая компания «Аскона» создана в 1990 году. Специализация — производство матрасов, пружин для матрасов, аксессуаров для спального места, интерьерных кроватей. Активы состоят из трех заводов — в Коврове Владимирской области, Челябинске, Новосибирске; розничной сети -- дискаунтеры «Гора матрасов» (80 магазинов), магазины «Баю-Buy» (15 собственных и 60 по франшизе, а также интернет-магазин), супермаркетов «Матрасомагазин» (16), бутиков King Koil (6), Serta (4), Mediflex (20 собственных и 180 по франшизе); логистической компании АЛС.

Количество работающих — более 1200 человек. Выручка в 2007 году — 100 млн долларов.

«Аскона»

Стратегические преимущества

1.     Высокотехнологичное гибкое производство, умение снижать издержки без снижения качества продукта
2.     Широкий мультибрендовый ассортимент
3.     Собственная розница, тесные отношения с поставщиками
4.     Партнерские связи с ведущими мировыми производителями матрасов

Риски

1.     Болезни роста инфраструктуры бизнеса и системы управления компанией
2.     Приход крупных иностранных игроков на российский рынок