Об умножении Думы на 0,016

Разное

Перед самым праздником Дума приняла в третьем чтении поразительный законопроект, привлекший почему-то мало внимания. Речь идёт о поправках к Бюджетному кодексу, позволяющих правительству перекидывать бюджетные расходы из статьи в статью и от одного распорядителя средств к другому без внесения изменений в закон о бюджете. Необходимость новации обосновывается так: в связи с кризисом могут возникнуть незапланированные расходы, для покрытия которых потребуется срочный манёвр бюджетными средствами. Законодатель же в нужный момент может оказаться на каникулах — вот и нужно, форс-мажору ради, обходиться в таких случаях без законодателя. Этот законопроект откровенно вредоносен сразу в трёх отношениях — и любого из них, мне кажется, должно было хватить для отклонения проекта.

Первый порок законопроекта заключается, на мой взгляд, в ошибочности его логического фундамента. Он ведь исходит из аксиомы, согласно которой кризис настигнет (настиг?) нас вне какой-либо связи с действиями российского правительства, ведущего политику совершенно безупречную. Поэтому единственное, чего для усмирения кризиса правительству не хватает, — это избавления от думской волокиты при штамповке его решений. Но тезис о собственной непогрешимости сегодня, я полагаю, не захочет вслух повторить и само правительство. А раз у правительства были ошибки в экономической политике, то приходится смиренно предположить, что они могут случиться и впредь. Так зачем же освобождать решения кабинета от обычной — право же, никак не чрезмерной — порции обсуждений в парламенте? Опасность случая, что истраченные на это обсуждение три дня (с созывом внеочередного заседания — ладно, неделя) могут оказаться роковыми для отечества, позвольте всерьёз не обсуждать. Подававшемуся как наисрочнейший плану Полсона, например, некоторая задержка в парламенте пошла только на пользу (ср. стр. 62).

Вторая беда законопроекта в том, что он прямо и откровенно коррупциогенен. Вот только что те же самые депутаты в едином порыве приняли в первом чтении президентский пакет законов о противодействии коррупции. В этом пакете говорится, помимо прочего, и о действиях, которые надо предпринимать для уменьшения сфер чиновничьих усмотрений. Говорится, на мой взгляд, слишком бегло и недостаточно акцентированно, но говорится же! Обсуждаемые поправки в БК идут в строго противоположном направлении. Они переносят в сферу негласного усмотрения чиновников, по самой скромной из известных мне оценок, треть расходов федерального бюджета. Оценка почти наверняка занижена — при том что ключевые параметры бюджета-09 (цена нефти, курс доллара и проч.) не кажутся надёжными. Считая и бюджеты других уровней, на которые обсуждаемая новация тоже распространяется, в чиновничьем усмотрении дополнительно окажутся десятки триллионов рублей. Чиновники будут распоряжаться ими без малейшей опасности публичного рассмотрения принимаемых решений. Вот до чего доводят эгоистические действия американской администрации!

Как бы ни были важны первые две претензии к