Не стоило мелочиться

Русский бизнес
Москва, 17.11.2008
«Эксперт» №45 (634)
Возврат таможенных пошлин на импортный цемент не решит проблем отрасли, которая страдает от узости рынка сбыта и непредсказуемости чиновников

В конце октября в таможенные декларации вернулась отмененная в прошлом году пятипроцентная пошлина на импортный цемент. Как выяснилось, чиновники «забыли» продлить сроки действия прошлогоднего постановления, обнулившего пошлины, хотя совсем недавно правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле обещала сделать это

Неожиданный возврат пошлин — это сигнал импортерам, переусердствовавшим в насыщении внутреннего рынка. Возможно, уже в следующем году будут введены заградительные пошлины на цемент в размере 15–20%. При таком раскладе ввозить цемент из-за рубежа станет невыгодно, а объемы его импорта резко сократятся с нынешних 7–8 млн тонн до предкризисных 1–2 млн тонн в год. Впрочем, схлопывание импорта — слабое утешение для большинства отечественных производителей, поскольку никуда не деваются нерешенные основные проблемы, связанные с отсутствием гарантированного внутреннего спроса и неблагоприятным инвестиционным климатом в отрасли.

Убить импорт

До сих пор официальные лица не удосужились разъяснить причины возврата таможенных пошлин на импортный цемент. Остается только предположить, что таким образом чиновники намерены предотвратить коллапс отечественной цементной промышленности.

Возврату пошлин предшествовала лоббистская кампания, организованная крупнейшими производителями цемента. Они утверждали, что из-за прошлогодней отмены ввозных пошлин цемзаводы едва сводят концы с концами и терпят убытки. Рынок оказался затоварен цементом из Турции и Китая, ввиду чего местные предприятия были вынуждены сокращать объем производства и снижать отпускные цены. Так, если в начале года средняя стоимость тонны цемента составляла порядка 4,5–5 тыс. рублей, то сейчас она колеблется в районе 3,6–3,8 тыс. рублей. Биржевые цены и вовсе опустились до 3 тыс. рублей за тонну. По данным РЖД, за 9 месяцев отгрузка цемента сократилась на 2,7 млн тонн (–8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Цементники уже не помышляют о проектах модернизации мощностей. По оценкам представителей «Евроцемент групп», из ранее заявленных инвестиционных проектов 60–70% нежизнеспособны.

Ситуация усугубляется технологическими и социальными проблемами. Перспектива неоплачиваемых отпусков и сокращений уже породила волну недовольства жителей населенных пунктов, где цементные заводы являются градообразующими предприятиями.

Правдами и неправдами хозяевам цемзаводов удалось снискать к себе жалость правительства. Сейчас чиновники в пожарном порядке обсуждают пакет мер, направленных на поддержку цементной отрасли. Государство намерено включить проекты создания инфраструктуры для новых цементных заводов в число приоритетных в рамках инвестиционных программ монополий, обеспечить цементников газом, компенсировать инвесторам ставки по банковским кредитам. Рассматривается вопрос установления экономически обоснованной таможенной пошлины на ввоз импортного цемента: цементное лобби в последние месяцы настаивало на 15–20%, возможно, так оно и будет.

Гарантии и предсказуемость

На

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (634) 17 ноября 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Кого спасет «план Путина»

    План оздоровления российской экономики — первый, очень осторожный шаг, который сможет немного смягчить рецессию, в которую входит экономика России

    На улице Правды
    Реклама