«Мы созрели, чтобы развиваться дальше»

Русский бизнес
Москва, 16.02.2009
«Эксперт» №6 (645)
Умеренные цены, хорошее качество продукта, инновационные разработки — эти преимущества позволят небольшим мясоперерабатывающим компаниям выжить в кризис и даже отвоевать часть рынка у крупных игроков

На отечественном рынке мясопереработки последние годы правили бал крупные игроки. И хотя многие потребители отдают предпочтение локальным производителям и маркам, в прошлом году девять крупнейших федеральных компаний, по данным Мясного союза России, занимали порядка 45% колбасного рынка. На перспективу ближайших двух-пяти лет планы лидеров весьма амбициозны, о чем свидетельствуют инвестиционные проекты — вложения в собственную сырьевую базу, развитие логистики, укрепление брендов, плюс активное сотрудничество с ведущими торговыми сетями. Однако не секрет, что не последнюю, если не главную роль в развитии крупных игроков сыграло привлечение долговых ресурсов, и с наступлением кризиса появились проблемы с возвращением этих долгов, возник дефицит оборотных средств. Некоторые готовятся к худшему, а, например, питерская компания «Парнас» еще в прошлом году объявила о банкротстве.

Компании второго эшелона пока негромко заявляют о себе, но уверены, что по сравнению с ведущими переработчиками находятся в более устойчивом положении — как правило, малые и средние предприятия ведут консервативную заемную политику, идут по нишевому пути развития, не тратят больших средств на постоянное поддерживание бренда. Как и у крупных компаний, у середняков сегодня тоже падает прибыль за счет увеличения стоимости сырья, тем не менее небольшим предприятиям легче маневрировать: они могут быстрее переключиться на другие розничные форматы, внедрить новый продукт, сократить или увеличить производство. Малаховский мясокомбинат (ММК) — типичная небольшая мясоперерабатывающая компания, ежедневно выпускающая до 40 тонн колбасных изделий и деликатесов. Для сопоставления масштабов: ГК «Черкизово» за то же время производит на своих мощностях почти в десять раз больше. Генеральный директор ОАО «Малаховский мясокомбинат» Алексей Семин считает, что у компаний второго эшелона, которые в кризис чувствуют себя увереннее лидеров, есть перспективы воспользоваться своими преимуществами и расширить свое присутствие на рынке.

Нужна европейская свинья

— Какие проблемы в сегодняшней кризисной ситуации наиболее актуальны для мясоперерабатывающей компании среднего уровня?

— Сегодня прибыльность мясопереработчиков падает, потому что увеличивается разрыв между себестоимостью сырья и ценой на конечную продукцию. Снижения потребительского спроса в полной мере мы пока не ощутили, а вот сырье по некоторым позициям подорожало почти в два раза. Мы прогнозировали, что в начале нового года, когда традиционно наблюдается сезонный спад и стоимость сырья падает, цены на готовую продукцию можно будет опустить. Но этого не получилось — в январе сырье, по сравнению с декабрем, подорожало почти на 10 процентов.

Представьте, недавно я ездил в Испанию и зашел в супермаркет. Там свиная шея в пересчете на наши деньги обходится рядовым покупателям по 175–180 рублей за килограмм. А я покупаю свиную шею по такой же цене, чтобы только положить ее в колбасу.

— Насколько вы зависите от импортного сырья?

— Почти на 90 проц

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (645) 16 февраля 2009
    Мировой кризис
    Содержание:
    Хуже Великой депрессии

    Кризис уже поразил все основные развитые экономики мира. Реальной угрозой стало наступление в этом году общемировой рецессии. Спад может оказаться глубже и продолжительнее, чем казалось совсем недавно

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама