Дивный старый мир

Книги
«Эксперт» №7 (646) 23 февраля 2009
Дивный старый мир

Двадцать семь репринтов иллюстрируют историю русской книжки-картинки — от псевдоампира «Мира искусства» до бескомпромиссного супрематизма художников 1920-х. Революция не была помехой для развития книжной графики для детей, наоборот — бывшие мирискусники и их ученики, может, и не приветствовали новый мир, зато активно участвовали в выпуске литературы для пролетарских детей. Те же Юрий Анненков или Мстислав Добужинский пусть и эмигрировали из России, но вскоре стали сотрудничать с новым частным издательством «Радуга», открытым в годы нэпа энтузиастом Львом Клячко. А Сергей Чехонин, когда-то восхищавшийся Бенуа, разрабатывал большевистскую геральдику и шрифты для агитфарфора. Расцвет пролетарского искусства (книжки делались дешевыми, тонкими, с обилием иллюстраций и минимумом текста) закончился в 1936 году. Именно тогда в «Правде» вышла статья «О художниках-пачкунах», бичующая в первую очередь Владимира Лебедева за его импрессионистские рисунки к стихотворениям Маршака и Владимира Конашевича за иллюстрации к Чуковскому.

Свидетельства ключевых этапов пути русской детской иллюстрации можно найти в синей интерросовской коробке. Тут есть «Корабль-призрак» Гауфа, оформленный Дмитрием Митрохиным, «Соловей» Андерсена с рисунками Егора Нарбута, лебедевские иллюстрации к «Усатому-полосатому», репринт «Рассказов о животных» Льва Толстого с гравюрами Фаворского. Есть набор детских масок Веры Ермолаевой, прекрасной художницы, работавшей для совсем маленьких, и первое издание загадок Маршака с цветными иллюстрациями Фаворского — в двадцатые эта книжка так и не вышла. А шедевр пропаганды «Как победила революция» (1930) с необычайно живыми батальными панорамами Алисы Порет! А роскошное, совершенно неожиданное для общей суровой эстетики тех лет издание нотного альбома «Рояль в детской» с рисунками Петра Митурича на мелованной бумаге! Невозможно представить, кто играл эти пьесы про бяку и пастушков в голодном Петрограде 1920 года.

Все репринты напечатаны максимально близко к качеству и технологии оригинала, что придает проекту почти музейную ценность (за экскурсовода — знаток книжной графики Юрий Герчук, написавший для издания сопроводительную брошюру) и заставляет еще раз удивиться мастерству художников, умудрявшихся создавать из бросовой бумаги и двух красок образы удивительной мощи и очарования.