Наступает эпоха партнерств

Тема недели
«Эксперт» №10 (649) 16 марта 2009
Экономический кризис нанес тяжелейший удар мировой автопромышленности. С наименьшими потерями из спада выйдут автопроизводители, которые сумеют выстроить эффективную систему гибких глобальных альянсов
Наступает эпоха партнерств

Мировой автопром вошел в один из тяжелейших кризисов в своей истории. По подсчетам компании McKinsey, совокупная прибыль мировых автопроизводителей сократилась в период с 2007-го по 2008 год с 52 до 17 млрд долларов. В 2009 году отрасль и вовсе может получить совокупные убытки до 1 млрд долларов. По данным немецкого союза автомобильной промышленности VDA, объемы продаж автомобилей падают по всему миру. В 2008 году было продано 55 млн единиц, а по итогам 2009 года ожидается 43–46 миллионов.

Хуже всего дело обстоит в США. За февраль здесь продано лишь чуть более 687 тыс. автомобилей — на 41% меньше, чем за тот же период прошлого года. Немногим лучше ситуация в Японии. Здесь падение продаж составило по сравнению с прошлогодним февралем 24%. А всего несколько недель назад ведущий мировой производитель автомобилей, японская Toyota, заявил о завершении прошедшего года с убытками — это произошло с Toyota впервые за шестьдесят лет.

Европейский рынок тоже переживает тяжелые времена. В Старом Свете февральские продажи автомобилей упали на 18% и составили 968 тыс. новых машин. Лидерами падения стали Испания (49%), Италия (24%) и Великобритания (22%). В «новых» странах Евросоюза падение оказалось еще более стремительным — в среднем продажи новых машин снизились на 30%.

Некуда расти

Нынешние проблемы автопрома уникальны по сравнению с прежними кризисными годами, считает аналитик Немецкого института экономики IW Хубертус Бардт. «Раньше автомобильная отрасль балансировала между тремя основными рынками — США, Европой и Азией, колебания спроса на которых компенсировали друг друга. Сегодня производители столкнулись с падением спроса на всех рынках сразу. Продажи новых автомобилей по всему миру падают на десятки процентов — это ситуация, с которой автомобильный рынок, работавший в режиме перепроизводства, раньше не сталкивался», — говорит г-н Бардт «Эксперту».

Причина столь мощного глобального спада — значительный переизбыток производства в последние годы. «Мировой автопром в целом имеет перепроизводство на уровне 20–30 процентов. Перепроизводство в европейском и немецком автопроме — примерно 10–20 процентов», — сказал «Эксперту» аналитик компании Deutsche Bank Research Эрик Хайманн. Перепроизводство автомобилей было возможно в условиях дешевых денег и постоянно растущей экономики — именно благодаря этим условиям средняя покупка нового автомобиля на 80% финансировалась кредитными деньгами. Один лишь кризис ликвидности, приведший к тому, что банки резко пересмотрели свою кредитную политику, оказался достаточно сильным ударом по благополучию отрасли — объемы продаж машин резко пошли вниз уже с середины 2008 года.

Последовавший за кризисом ликвидности полномасштабный мировой экономический кризис нанес еще более мощный удар по отрасли. По мнению аналитиков из McKinsey, для компенсации ущерба от кризиса мировому автопрому потребуются дополнительные 25–35 млрд евро инвестиций, а восстановление показателей прибыли образца двухлетней давности возможно не ранее 2015 года.