Спасите нашу прибыль

Русский бизнес
«Эксперт» №11 (650) 23 марта 2009
Владельцы компаний готовы делиться собственностью и прибылью с персоналом. Для одних это возможность повысить эффективность бизнеса, для других — единственный способ выжить в кризис
Спасите нашу прибыль

В фитнес-клубе инструктор по индивидуальным занятиям собирает с клиентов деньги, и они не прячутся в раздевалке от камер наблюдения, хотя плата за тренировку идет в карман инструктору. Это его выручка, а не «черный нал», распространенный в большинстве клубов, и здесь он не наемный сотрудник, а предприниматель, арендующий у клуба площади. Владельцы заведения таким способом избавились от воровства и увеличили прибыль. Схожая ситуация сложилась в одном из убыточных московских ресторанов: собственник заведения взял в долю менеджеров, и новые «партнеры по прибыли» быстро расстались с нечистыми на руку коллегами; теперь их цель — вернуть докризисную выручку.

То, что эффективность бизнеса можно повышать за счет участия менеджеров в прибыли и собственности, известно давно. Старожилы рынка помнят распространенную в 1998 году практику передачи части бизнеса управляющему персоналу. Вот и сейчас появились компании, где проводятся подобные эксперименты — владельцы идут на них для того, чтобы вернуть бизнесу рентабельность. Тенденция проявляется главным образом в сфере услуг, что понятно: основной капитал здесь — люди, и качество их работы напрямую влияет на результат.

Оптимизация на грани фола

В начале февраля менеджеры корпорации «БЕСТ-Недвижимость» стали собственниками своих подразделений. Корпорация оказалась в тяжелом финансовом положении из-за высокой долговой нагрузки, поэтому и поступило предложение директорам выкупить большую часть бизнеса, чтобы они его оптимизировали. Кстати, до осени 2008 года управляющим предлагались незначительные доли собственности, и это не вызвало интереса, так как не позволяло влиять на стратегию и бизнес-процессы подконтрольных подразделений. Сейчас менеджеры заключили с корпорацией договоры франшизы. Ряд отделений получил независимость вкупе с долгами по зарплате персонала и аренде, из-за чего смогут начать вносить ежемесячные 5% от выручки — роялти за пользование франшизой — только к лету этого года.

В компании говорят, что, если бы кризиса не было, его нужно было бы создать для «БЕСТ-Недвижимости». Издержками там серьезно не занимались. «Когда реструктурировали компанию, обнаружили сто лишних компьютеров, которые закупили впрок, — вспоминает Георгий Полторак, бывший основной собственник корпорации “БЕСТ-Недвижимость”, а сегодня владелец торговой марки. — Ведь одна служба заказывает, другая закупает, третья распределяет. Сложнее всего контролировать в большой корпорации деятельность конечных отделов через длинную цепочку менеджеров».

Новые собственники чувствуют себя уверенно. В корпорации в разы сократился штат бухгалтеров: остался один на четыре независимых подразделения. Выросли объемы размещаемой рекламы. Дело в том, что директора стали давать рекламу преимущественно в интернете, поскольку расценки там сегодня заметно снизились, а пользователей становится все больше. «Мы постоянно ищем и стараемся быть гибкими, — говорит новый владелец отделения загородной недвижимости Сергей Ганусов, — и в дальнейшем собираемся раздел