Уходите скорее

Международный бизнес
«Эксперт» №12 (651) 30 марта 2009
Скорость развития интернета и цифрового бизнеса непрерывно растет. Только постоянное внимание к инновациям может обеспечить выживание компании и ее движение вперед
Уходите скорее

Если бы компании Google не было, ее стоило бы придумать. За несколько лет из просто неплохого интернет-поисковика она превратилась в главного конкурента Microsoft. Пока Билл Гейтс боролся с Netscape и отстаивал в судах свое право автоматически включать Internet Explorer в операционную систему Windows, у него неожиданно возникли проблемы на другом фланге. Microsoft так и не удалось монополизировать оказание услуг по поиску информации в интернете. О том, как такое стало возможно, и о перспективах интернет-бизнеса «Эксперт» поговорил с вице-президентом Google, главой европейского направления компании Никешем Аророй.

— Когда Google выходил на рынок, уже были довольно известны такие поисковые порталы, как Altavista, Lycos, Yahoo, Metacrawler. За счет чего Google стал поисковиком номер один в мире, что именно сделало его крупнейшей интернет-компанией?

— Согласен, Google показал совершенно потрясающий результат. Google родился около десяти лет назад, как раз примерно во время предыдущего спада. Компания возникла вокруг идеи создать какой-то более эффективный способ поиска. Создателям удалось разработать хорошую технологию, которая обеспечила прочный фундамент для роста компании.

Но одних технологий было бы мало. Достигнутый успех — это и результат той веры, которую основатели компании добавили к своему предвидению будущего интернета. Я в этой компании работаю всего 4,5 года, но точно могу сказать, что это одно из тех мест в мире, где абсолютно каждая встреча, каждый разговор, каждое начинание подчинены единственной основной задаче: как повысить качество наших услуг, как сделать нашу компанию и наши услуги еще более привлекательными.

Если вы пользовались сайтом Google, то знаете, что там все очень просто: простой лаконичный дизайн, все максимально ориентировано на пользователя. Пожалуй, это единственный случай в бизнес-мире, где главная цель — как люди как можно быстрее ушли с нашего сайта, как можно быстрее дать им нужную информацию и отправить их дальше.

— Точно, на основной страничке, по сути, только одна поисковая строчка да несколько вспомогательных ссылок.

— Именно. И пользователь еще не успевает ввести полностью нужное слово, как мы уже подсказываем возможные варианты. Едва вы набираете пару букв, мы уже знаем, чего вы хотите, и можем быстро подсказать ответ. Именно поэтому вы к нам вернетесь, потому что мы настолько предугадываем ваши потребности. Вот в чем, наверное, причина успеха: мы стремимся, чтобы в долгосрочной перспективе наш продукт был самым качественным, чтобы у потребителя от использования нашего продукта оставался только самый лучший, самый позитивный опыт.

— Это технологии, это философия. А какие финансовые решения, на ваш взгляд, способствовали успеху Google? Как компания пережила «кризис доткомов»?

— Google не выходил на биржу до августа 2004 года, компания стала публичной лишь пять лет назад...

— Наверное, это и помогло пройти «кризис доткомов» сравнительно безболезненно — то, что компания не была вовлечена в фондовые спекуляции