Школа: тест на выживание

Общество
«Эксперт» №23 (661) 15 июня 2009
ГИА, новая форма экзамена за девятый класс, — еще один шаг к сквозной тестовой системе проверки знаний в средней школе. И к ухудшению обучения, прежде всего по гуманитарным предметам
Школа: тест на выживание

«…учителей нельзя заставлять тратить академический год, готовя учащихся заполнять пустые клеточки в стандартных тестах. Они получат поддержку в том, чтобы выстраивать обучение учащегося, а также оценивать его готовность к колледжу и к работе на основе индивидуализированного, пусть и затратного по времени похода».

(Дополнение к закону «Ни одного отстающего ученика» из антикризисного плана восстановления экономики Барака Обамы)

Не успели все смириться с неотвратимостью Единого государственного экзамена (ЕГЭ), как пришла другая тестовая новация — ГИА (Государственная итоговая аттестация) по форме ЕГЭ, которую, как планируется, будут теперь сдавать российские девятиклассники. Многие уже сдали в этом году.

Пока ГИА — это тесты трех уровней по математике и трехчастный экзамен по русскому языку. На усмотрение школы остается тестовая или традиционная форма экзамена по предметам естественного (физика, химия, биология, география) и гуманитарного (история России и обществознание) цикла. На очереди иностранные языки и литература — соответствующие материалы уже появились в книжных магазинах.

ГИА принципиально меняет преподавание в средней школе, поскольку сдают этот экзамен на два года раньше, чем ЕГЭ, а готовиться начинают чуть ли не с первого класса: тесты по природоведению, английскому, не говоря уже о математике, стали делом обычным. Средняя же школа усердно строчит тесты по всем предметам. Что делать, такой стандарт. Менеджеры от образования, уверенные, что сквозное тестирование — обязательное в четвертом, девятом и одиннадцатом классе, а в седьмом проводящееся по усмотрению школы — это объективный показатель качества знаний, внедряют его в жизнь. И на основе полученных данных надеются правильно управлять образовательным процессом: оценивать работу учителей, формировать сильные и слабые классы, наконец, ужесточить отбор абитуриентов в вузы.

Между тем у предмета управления в образовании, в отличие, скажем, от строительства, есть педагогическая составляющая. И вопрос в том, какова она должна быть, чтобы управленческие новации не забыли ребенка. Сегодня она становится все меньше, но управленцы не хотят замечать, что предмет управления исчезает. Чиновники апеллируют: а что, разве раньше было лучше? Да, раньше тоже были переводные экзамены и годовые контрольные. Но этот промежуточный контроль осуществлялся, чтобы понять, у кого как обстоят дела и как с кем дальше работать. В процессе обучения преподаватель мог сориентироваться: один ученик тугодум, другой воспринимает на слух, у третьего — зрительное восприятие, и, значит, надо соответственным образом перестраиваться, чтобы донести до них знания.

Сегодня о знаниях думать всем некогда. Районные отделы образования и учителя очень заняты: сдают бланки, собирают бланки, сканируют… У всех ощущение подъема. И когда наконец подсчитают баллы ЕГЭ и ГИА по школам, областям и регионам, менеджеры от образования смогут вздохнуть с облегчением: хорошо поработали — цифры есть, собрано столько-то бланков, которые через болот