Формула перемирия

Международный бизнес
«Эксперт» №25 (663) 29 июня 2009
Конфликт между регуляторами гонок «Формула-1» и коалицией ведущих команд закончился убедительной победой последних
Формула перемирия

«Формула-1» избежала раскола. «Будет единый чемпионат. Мы достигли договоренности по ряду вопросов, в особенности о сокращении расходов команд», — заявил глава Международной федерации автоспорта (FIA) Макс Мосли. Такое решение было принято на экстренном заседании Всемирного совета по автоспорту (WMSC) в прошлый четверг.

Мосли также подтвердил, что не будет переизбираться на новый срок и в октябре уйдет в отставку, хотя еще накануне уверял в обратном. Несмотря на бодрый тон выступления президента FIA, итоги заседания иначе как полной капитуляцией Мосли не назовешь.

Напомним, что именно предельно жесткая позиция Мосли грозила развалом самой популярной в мире серии автогонок. Пару месяцев назад глава FIA в одностороннем порядке предложил всем «автоконюшням» резко снизить потолок бюджетных расходов до 40 млн фунтов стерлингов, причем уже с 2010 года. Тем командам, которые примут это условие, предлагался более мягкий технический регламент, который делал несогласных с финансовыми ограничениями практически неконкурентоспособными на трассе.

В ответ на ультиматум Мосли сразу восемь членов Ассоциации команд «Формулы-1» (FOTA) — Ferrari, McLaren, Renault, Brawn, Toyota, BMW, Red Bull Racing и Toro Rosso — согласованно объявили о создании с 2010 года альтернативной серии гонок. Мосли же продолжал упорствовать, делая резкие заявления: мол, эти «лунатики» (руководители команд. — «Эксперт») потеряли рассудок, но как только придут в себя, тут же прибегут обратно, под крыло «Формулы-1».

Получилось же ровно наоборот. Радикальные предложения Мосли теперь будут благополучно похоронены. «Все наши пожелания были учтены. “Формула-1” останется “Формулой-1”. Она не превратится в “Формулу-3”. Больше не будет диктатуры. Будет свод правил — не навязанный сверху, а такой, о котором договорятся все, где будет учтен голос каждой команды», — заявил глава FOTA и президент Ferrari Лука ди Монтедземоло в интервью итальянским СМИ.

Неустойчивая система

Нынешний конфликт был предопределен самой системой управления «Формулой-1». Все годы существования этой серии гонок влияние крупнейших автопроизводителей на управление «Формулой-1» оставалось весьма ограниченным. Такая система годилась еще лет пятнадцать назад, когда в гонках участвовали небольшие частные команды (за исключением Ferrari). Но с середины 1990-х крупные автоконцерны начали скупать команды «Формулы-1». Благодаря их деньгам за эти годы бюджеты ведущих «конюшен» выросли более чем в десять раз. Но к управлению гонками — ни к выработке новых правил, ни к распределению прибыли — заводские команды и автоконцерны так и не были допущены.

Именно на этой почве в 2005 году произошла первая стычка между пулом наиболее сильных команд и Берни Экклстоуном, который тогда был держателем коммерческих прав на «Формулу-1». Спор шел о том, как «правильно» разделить доходы от «Формулы-1» между командами и Экклстоуном. В итоге бунтовщики добились того, что их доля выросла примерно с 20% от общей суммы коммерческих доходов до 50% (для справки: в