О назначении Зурабова

Разное
«Эксперт» №25 (663) 29 июня 2009
О назначении Зурабова

Кажется, уж всяких мы навидались и назначений, и отставок (и пуще того «не-отставок»), так что ничему слишком дивиться бы не должны; но нынешнее назначение бывшего главы Пенсионного фонда и бывшего министра здравоохранения и социального развития послом в Киев — это просто песня какая-то.

Начать с того, что накопившиеся за два почти десятилетия результаты российской политики на постсоветском пространстве должны бы всё-таки породить хоть некоторую задумчивость. Имея полную руку таких козырей, как существенное (в иных случаях — решающее) субсидирование экономик этих стран, как широкое распространение в этих странах русского языка, как многосторонние связи с огромным большинством представителей тамошних элит, многого ли Россия добилась? Один-единственный пример. За почти год, истекший после югоосетинских событий, ни одна из стран СНГ так и не собралась поддержать Россию в признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Не помогло и непрерывное, надо полагать, давление со стороны российского руководства, считающего этот вопрос первостепенным, — при том что отношения иных стран СНГ с Россией суть по любым меркам клиентские.

Конечно, какие-то успехи на постсоветском пространстве наши политики могут предъявить (особенно если считать успехом всякую совместную декларацию), но давайте перечислим события нескольких недавних дней. Киргизия, только-только взявшая у России «в кредит» довольно большие деньги за то, что гордо выставила со своей территории военную базу США, впускает эту базу обратно за сумму в тридцать три раза меньшую. Белоруссия, двенадцать лет морочащая нам голову договором о Союзном государстве, демонстративно бойкотирует с огромным трудом согласованный саммит ОДКБ и строит на границе с Россией будки для работы своих таможенников. И пустячок вдогонку, вишенка на торт: Армения, наш союзник в Закавказье, награждает Саакашвили орденом Чести. И всё это — за какую-то неделю.

Не претендуя на исчерпывающий анализ столь неблагоприятной для России картины, укажу лишь на два фактора — на мой взгляд, решающих. Во-первых, у России не было и нет внятной программы действий на смежных землях. Что она на самом деле хотела бы видеть на просторах СНГ — загадка как для соседей, так и для самой России. Яркий контраст являет позиция США. Америка с 1991 года открыто говорит, чего она хочет на постсоветском пространстве, точнее — чего она не хочет: она не хочет, чтобы там вновь усилилось влияние Москвы. Все восемнадцать лет она неотступно работает для достижения этой конкретной цели — и результаты налицо. В февральском интервью «Комсомолке» тогдашний посол в Киеве Черномырдин сетовал, что мы не умеем переиграть Америку. На вопрос: «Неужели не научились?» — он ответил: «Мы разве учимся? Мы же не учимся. У них работают, неудобно даже и говорить, более двух тысяч фондов. Везде. С газетами, с телевидением. Гранты дают. Они приглашают к себе, просто тащат на учебу, бесплатно», — и так далее. Тысяч и даже сотен людей послать «влиять на Украину» Москва не может уже потому,