Власть электронная

Спецвыпуск
«Эксперт» №37 (674) 28 сентября 2009
Российский IT-рынок с воодушевлением встретил шаги руководства страны по активизации процесса создания электронного правительства. Технологии для подобных систем давно наработаны, главное препятствие в их внедрении — недружественный настрой бюрократического аппарата
Власть электронная

Поставить на учет автомобиль по электронной почте, оформить загранпаспорт через интернет или высказать высокопоставленному чиновнику свои претензии на веб-форуме — о необходимости развития подобных современных технологий взаимодействия граждан с властью, так называемого электронного правительства, в России говорят многие годы. Последние несколько месяцев ознаменовались громкими заявлениями высшего руководства страны об активизации этого процесса. «Что мы продвинули? Да ни фига мы не продвинули!» — так резко оценил процесс создания электронного правительства на одном из последних совещаний президент Дмитрий Медведев. Ранее он же, в частности, назвал «сапогами всмятку» веб-сайт миграционной службы РФ — настолько там сложно найти нужную для граждан информацию.

Результатом гневной критики стало недавнее появление у Минкомсвязи плана действий «по переходу к исполнению государственных функций в электронном виде». Согласно этому плану, уже в 2011 году граждане смогут получать от государства в электронном виде более 70 услуг. ГИБДД, Федеральная миграционная служба, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, другие министерства и ведомства должны позволить гражданам не толкаться у них в коридорах, а быстро и легко получать справки и документы прямо через свой домашний компьютер (см. таблицу 1).

Позади Коста-Рики

В мире элементы электронного правительства активно развиваются уже многие годы. В ряде европейских стран через интернет можно оформлять широкий список справок, лицензии, пособия, не посещая лично то или иное ведомство. Также в развитых государствах практикуются различные формы электронного участия в выборах, широко распространены чаты и форумы, где избиратели в режиме онлайн общаются с представителями власти.

Как ни странно, в России тоже довольно давняя история создания механизмов электронного правительства. О том, что граждане через интернет скоро будут общаться с властью, громко заявляли разработчики программы «Электронная Россия» в 2002 году. Но следует признать, что с тех пор ощутимого результата не достигнуто.

Да, есть отдельные примеры успешных разработок. Одним из наиболее показательных считается налаживание электронной системы удаленной сдачи документов в налоговые органы, которой в настоящее время пользуются сотни тысяч юридических лиц. Многие ведомства по своей инициативе создают так называемые электронные приемные (например, такая услуга есть на веб-сайте Россельхознадзора), когда любой гражданин может через интернет напрямую обратиться к руководителям госструктуры. Показателен и опыт некоторых регионов. К наиболее передовым относят инициативы Ханты-Мансийского автономного округа, Татарстана, Чувашии. «На портале в ХМАО в настоящий момент представлено 160 государственных услуг, каждая из которых сопровождается полным набором сопутствующих сведений, — говорит Людмила Абламская, директор отделения консалтинга компании “ФОРС — Центр разработки”. — Электронные услуги, оказываемые по принципу “одного окна” в Югре, могли бы быть хорошим

Показательные примеры электронного правительства в мире

Веб-сайт бразильского парламента дает возможность гражданам участвовать в дебатах через интернет. Правительство Бразилии также предлагает гражданам электронную платформу для общения между членами парламента и гражданами через чаты и форумы.

• В Южной Корее в городе Чунчеон граждане имеют прямой доступ к мэру города через официальный сайт. Они могут высказать свои замечания и предложения по вопросам развития города, а также принять участие в формировании городского бюджета.

• Запущенный в 2006 году проект «Европейские дебаты» предлагает гражданам ЕС поделиться своими мыслями, опасениями, предложениями относительного будущего Европейского союза. Проект доступен на 24 языках стран ЕС.

• В марте 2003 года правительство Сингапура ввело для граждан страны индивидуальные карточки (SingPass), содержащие идентификационный код и пароль, с помощью которых можно воспользоваться перечнем из 370 государственных электронных услуг.

• Правительство Ирландии создало единый портал для взаимодействия с бизнес-структурами. Портал предлагает компаниям информацию о проводимых тендерах, инвестиционных проектах и других возможностях развития бизнеса в стране. По желанию можно получать свежую информацию по электронной почте о новых возможностях сотрудничества с госструктурами.

Источник: UN E-Government Survey 2008