АвтоВАЗ, ты — наш

Повестка дня
«Эксперт» №38 (675) 5 октября 2009
АвтоВАЗ, ты — наш

АвтоВАЗ огосударствляется. На днях министр экономразвития Эльвира Набиуллина объявила, как государство намерено дальше осуществлять его поддержку. Долги находящегося на грани банкротства автопроизводителя предполагается конвертировать в ценные бумаги, которые должны отойти банкам с гос­участием. Сейчас общая задолженность убыточного предприятия составляет 40 млрд рублей, что вдвое превышает его капитализацию. Основными кредиторами являются как раз государственные банки — Сбербанк и ВТБ. В случае капитализации всей задолженности, то есть погашения долга за счет дополнительной эмиссии акций, кредиторы во главе с двумя банками смогут получить контроль над 60% акций завода.

По сути, это означает, что АвтоВАЗ будет огосударствлен (сейчас у подконтрольных государству структур находится лишь блокирующий пакет акций).

Эти жесткие меры можно связать с отсутствием видимого эффекта от уже оказанной государством финансовой помощи (с начала года компания потратила более 25 млрд выделенных средств только на поддержание операционной деятельности). По словам Набиуллиной, дальнейшую поддержку завод получит, если сможет представить стратегию возврата к прибыльной деятельности, при которой такая поддержка больше не понадобится.

Эту стратегию на заводе будет реализовывать новый гендиректор финансист Игорь Комаров, который готов к непопулярным мерам. Есть и первые шаги: на АвтоВАЗе начато массовое сокращение персонала. Судя по всему, перед новым менеджментом завода поставлена весьма непростая задача. Ему предстоит не только очистить АвтоВАЗ от завалов в виде лишних рабочих рук, неэффективных схем и поставщиков, но и не допустить социального взрыва в Тольятти, а в итоге подготовить почву для появления стратегического иностранного партнера. На закрытой встрече с журналистами новое руководство автозавода продемонстрировало решимость достичь всех заявленных целей и быть максимально открытым для общественности. Однако для достижения заявленных амбиций и сохранения АвтоВАЗа как конкурентного производителя в среднесрочной перспективе новому руководству не хватает пока одного — профессиональных автомобильных, особенно инженерных и дизайнерских компетенций.

Ранее была надежда на Renault, но тот, судя по всему, пока отказывается от парт­нерства до того, как финансы АвтоВАЗа не будут приведены в порядок. В день сдачи этого номера в печать премьер Владимир Путин, имея в виду Renault, заявил: «Мы пошли на то, что выделили первые 25 миллиардов, — и, по сути, защищая их интересы, сделали это таким образом, чтобы не размывать их пакет. Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей». Однако размытие доли Renault в капитале волжского гиганта в ходе доп­эмиссии, очевидно, не прибавит им энтузиазма в деле спасения АвтоВАЗа.

Возможно, разочаровавшись во французах, правительство попытается использовать потенциал Opel. Наконец, государственные функционеры не оставляют попыток любым способом затащить на АвтоВАЗ С