Требуется активный диалог

Политика
«Эксперт» №39 (676) 12 октября 2009
В финансово интегрированном мире долгосрочный успех реформ систем регулирования в значительной степени зависит от активизации международного сотрудничества и координации работы финансовых регуляторов
Требуется активный диалог

Ведущие эксперты национальных правительств и крупнейших международных организаций с осени прошлого года пытаются разобраться в причинах глобального кризиса, поразившего международную финансовую систему, спрогнозировать его развитие и оценить последствия. Предлагаются различные варианты антикризисной политики, в том числе и в глобальном масштабе. К сожалению, вопросов до сих пор остается немало, даже больше, чем ответов.

Анализ ситуации в международной финансовой системе и на глобальных рынках капитала провели, в частности, эксперты и представители национальных правительств в рамках подготовки к 64-й сессии Генассамблеи ООН. На базе их экспертных оценок подготовлен доклад Генерального секретаря ООН по вопросам противодействия кризису. Этот документ ляжет в основу межправительственной дискуссии, предстоящей во Втором (экономическом) комитете Генассамблеи ООН.

Развивающиеся страны в опасности

В целом ключевые выводы и рекомендации специалистов-международников сводятся к следующему. Во-первых, в настоящее время происходит стихийное выравнивание накопившихся глобальных диспропорций. При этом в ближайшей перспективе продолжится чистый отток финансовых ресурсов из развивающихся стран: по предварительным оценкам, в 2009 году он составит почти полтриллиона долларов. Сокращение мирового ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 3,4%, мировой торговли — как минимум на 10%.

Во-вторых, отсутствие надлежащей согласованности антикризисных мер может существенно замедлить оживление мировой экономики (об устойчивой тенденции выхода из кризиса в глобальном масштабе речь пока не идет). Усилия «группы двадцати» недостаточны для удовлетворения прогнозируемого уровня потребностей, обусловленных необходимостью компенсации падения спроса со стороны частного сектора во всем мире. В среднесрочной перспективе возможна новая волна долгового кризиса развивающихся стран, поскольку основная часть дополнительных ресурсов, за исключением предлагаемой новой эмиссии специальных прав заимствования (SDR), будет предоставляться через программы обусловленного кредитования.

В-третьих, во многих развивающихся странах долгосрочные потребности в финансировании объектов инфраструктуры существенно превышают текущие инвестиции. По прогнозам ООН, институциональные инвесторы продолжат выводить капиталы из стран с формирующейся экономикой, стремясь минимизировать риски, а международные банки дополнительно сократят программы трансграничного кредитования.

В-четвертых, в результате кризиса ожидается сокращение объемов официальной помощи развитию, включая помощь в интересах торговли. По оценкам ооновских экспертов, падение темпов роста на 1% в результате экономических потрясений через пять лет после экономического шока выливается в восьмипроцентное сокращение бюджетов помощи.

Пять направлений реформы

Для укрепления глобальной финансовой архитектуры аналитики ООН рекомендуют действовать по пяти основным направлениям. Первое — международное сотрудничество в сфере финансового регулирования. Центральн