Двойной форсаж

Спецвыпуск
«Эксперт» №41 (678) 26 октября 2009
Рынок кредитования малого и среднего бизнеса продемонстрировал признаки оживления. Небольшие предприятия оказались более устойчивыми к негативной конъюнктуре, а банки сумели быстро адаптировать кредитные продукты к новым условиям

В первом полугодии 2009 года малому и среднему бизнесу (МСБ) было выдано на 36% меньше кредитов, чем годом ранее. В результате суммарный портфель банков показал нулевой рост, оставшись на уровне конца 2008 года (2,54 трлн рублей). «В целом, оценивая результаты рынка кредитования МСБ в первом полугодии, можно констатировать, что все активные операции банков были направлены на поддержание текущих кредитных портфелей без какого-либо прироста, а также на рефинансирование и реструктуризацию проблемных активов», — отмечает Елена Махота, вице-президент Промсвязьбанка, руководитель блока «Малый, средний и розничный бизнес».

Динамика портфеля кредитов МСБ действительно выглядела хуже сегмента ссуд корпоративным клиентам, но гораздо лучше показателей кредитной розницы (см. график 1). Более того, если в первом квартале было выдано только 634 млрд рублей, то во втором — уже 782 миллиарда. Таким образом, несмотря на стагнацию сегмента кредитования малого и среднего бизнеса, второй квартал 2009 года продемонстрировал некоторые признаки оживления. Риски сегмента на фоне кризиса стали более понятны, да и публичные тезисы первых лиц о государственной поддержке вселили в банкиров определенную уверенность в будущем рынка. Даже с учетом перекредитования отдельных отраслей и сезонности это может свидетельствовать о том, что минимум рынка все-таки преодолен.

Замедление, но не коллапс

Кризисные явления в мировой и российской экономике не могли не сказаться на динамике рынка кредитования малого бизнеса. Однако если во многих розничных сегментах (потребительское кредитование, ипотека) мы наблюдали массовый уход банков с рынка и переориентацию на другие сегменты, то в сегменте банковских услуг малым и средним предприятиям не было ни громких уходов значимых для рынка игроков, ни массовой приостановки операций на длительные сроки. 37 из 71 банка, участвовавшего в опросе «Эксперт РА», подтвердили, что даже в условиях кризиса рынок МСБ остается одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. Для небольших и средних игроков эта ниша традиционно находилась в числе приоритетных, да и для крупных кредитных организаций федерального значения она успела приобрести статус стратегически значимой (см. таблицу).

Лидером в кредитовании МСБ остается Сбербанк: по нашим оценкам, в первом полугодии 2009 года он сократил объем выданных кредитов только на 11,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Большинство же крупнейших участников рынка снизили объемы кредитования более чем на 20%. Сильнее других упали «Уралсиб» (–59,11%), ВТБ24 (–56,82%) и Юниаструм-банк (–58,67%). Причем наибольшие темпы падения показали те финансовые институты, для которых были характерны длительные сроки кредитования. Так, в банках «Возрождение» и «Центр-инвест», продемонстрировавших среди представителей топ-10 наименьшее сужение кредитования, 85% всех заемных средств было предоставлено на срок до одного года, тогда как доля длинных кредитов в Юниаструм-банке, ВТБ24 и Промсвязьбанке превышала 70%.

Среди у